ACIS

 

список статей

Автор (источник): DM
Опубликовано: 2006-10-25

Дата похода: 09.10.1999

 

Чтоб защитить город, его надо было... снести
 

 

Ирина СЛОБОДЯНЮК "Сегодня"

Больше сотни лет Лысая гора была для народа запретной зоной. Люди шептались: всю гору изрыли, опоясали ее колючей проволокой, понастроили подземелья, а в них такое... Не зря же часовые стоят! И вправду, для чего возвели крепость, что творилось за ее мощными стенами? Об истории Лысогорского форта нам расскажет экскурсовод Анатолий Халепо.

"ГОРОДУ СТРАШНЕЕ ТАКАЯ ОБОРОНА, НЕЖЕЛИ САМОЕ НАПАДЕНИЕ"


В начале прошлого века Лысая гора (между нынешними проспектом Науки, Надднепрянским шоссе и Теличкой) принадлежала Печерскому монастырю. Монахи кормились медом с пасек и фруктами с садов на горе, а под горой пахали. Но в 60-х годах городское начальство выкупило эти земли, решив построить форт. Для чего он нужен был? Ясное дело, от врагов защищаться.


В те годы у военных существовал план: всю Российскую Империю покрыть сетью укрепрайонов, -- говорит Анатолий Трофимович. -- И Киев должен был стать городом-крепостью. На западе планировали построить форты на Байковой, Батыевой горах. На севере -- в районе нынешней улицы Обсерваторной. А на юге -- на Лысой горе (части Багриновой горы). Всего 24 форта вокруг города! Аргументы были вескими: соседи, мол, беспокойные, с Австро-Венгрией, например, никак не налаживаются отношения -- вдруг войной пойдут? Но при этом военспецы умалчивали о маленькой детали: чтобы построить форты, придется вырубить древние леса, а кое-где и снести постройки. Ведь перед крепостью все должно просматриваться до горизонта...


Горожане разволновались. Виданое ли дело -- их дома рушить? К тому же только построили Новопечерскую крепость -- столько денег угрохали! Зачем еще форты? Они "зажмут" город, не дадут ему расти вширь. И киевляне стали на защиту любимого города. История сохранила послание Андрея Николаевича Муравьева (брат известного декабриста Сергея Муравьева) военному министру: "Странная судьба Киева. Вот уже четвертая крепость воздвигается для его защиты в продолжение 160 лет, и еще ни одной из них не сложилось ему воспользоваться... Городу страшнее такая оборона, нежели самое нападение". К гласу народа прислушались, но военные все же выпросили дозволения построить один форт -- на Лысой горе. И под руководством генерала Эдуарда Тотлебена в 1872 году закипела работа...


ЗДЕСЬ КАЗНИЛИ БОЛЬШЕ 200 ЧЕЛОВЕК


Форт представлял собой сложную систему земляных валов высотой 10--12 метров и глубоких рвов. Валы насквозь прорезали патерны -- длинные, до 40 метров, туннели, выложенные кирпичом и закрытые с обеих сторон решетками. В казармах могли разместиться несколько тысяч солдат.


-- План крепости держался в строжайшей тайне: тому, кто откроет его противнику, грозила ссылка в Сибирь, а в военное время -- расстрел, -- продолжает Анатолий Халепо. -- Строили Лысогорское укрепление по последнему слову фортификационного искусства, но едва достроили, как оно оказалось морально устаревшим. Дело в том, что были изобретены нарезные орудия, для которых валы -- не помеха. Поэтому в 1897 году форт получил статус "крепость-склад ІІІ разряда". Одно время тут хранили пироксилин -- взрывчатое вещество, и Киев даже не знал, что живет "на пороховой бочке". Вот такая была "защита"...


А в начале XX века киевские оборонительные сооружения использовали как тюрьмы. В "Косом капонире" Госпитального укрепления Новопечерской крепости сидели "политические", а в Лысогорском форте, что был подальше от жилых кварталов, в 1906 году установили виселицы -- тут казнили государственных преступников. Три палача за 11 лет лишили жизни более 200 человек.


...Из ворот "Косого капонира" летом в четыре часа утра, а зимой в семь вечера выезжала черная карета, запряженная черногривым конем. Услышав зловещий цокот копыт, мещане прятали детей: встретить карету со смертником -- дурная примета! Да и охрана избегала встреч с горожанами -- вдруг отобьют заключенного? Поэтому каждый раз к Лысой горе добирались другим маршрутом.


24 сентября 1911 года черная карета везла в последний путь Дмитрия Багрова -- убийцу премьер-министра Петра Столыпина. Единственный протест суд получил от вдовы погибшего: стоит ли губить молодого человека, если мужа уже не вернуть... По месту, где похоронили Багрова, прогнали роту солдат.


НЕ ДРЕЙФЬ, ЧАСОВОЙ, ТО ПРОСТО ВЕТЕР


Может, поэтому, а может, потому, что Лысая гора издавна считалась местом сборища нечистой силы, начальник крепости издал инструкцию, которая гласила: перед выходом в караул офицер обязан предупреждать солдата, чтоб он не смущался непонятных шумов -- то всего лишь порывы ветра и крики ночных птиц... И все же стоять на часах у какой-нибудь патерны было довольно-таки жутко и скучно. От нечего делать часовые нацарапывали на кирпичах свои "визитные карточки" -- кто, откуда и когда ему довелось служить. Их можно прочесть и сегодня.


Больше сотни лет на Лысой горе хозяйничали военные. Лишь в конце 70-х годов она утратила "стратегическую" ценность. После того, как "зону" открыли, местные жители быстренько разобрали сооружения форта -- по дощечке, по кирпичику. Но до сих пор стоят бывшие мачты-глушилки "вражеских" радиоголосов. Теперь их вроде приспособили под ретрансляторы или ловушки сигналов из космоса.


На какое-то время Лысую гору оставили в покое, а в 1982 году здесь даже поставили памятный камень, где написано: "Природный парк заложен в ознаменование 1500-летия г. Киева". Но вскоре эти места заприметили любители отдыха "на троих". Эти варвары и камень расписали так, что едва можно разглядеть первоначальную надпись, и всю гору замусорили неимоверно.


Но каким-то чудом природа свое отстаивает. Долго ли продержится -- трудно сказать...

 

 
 Комментарии
Vibro | 06.02.2009 13:43    
Поправка: не Дмитрий Багров, а Богров Мордкo Гершкович
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
 
Ghоst | 04.09.2015 16:02    

 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS