ACIS

 

список статей

Автор (источник): Shtig
Опубликовано: 2006-10-25

Дата похода: 12.12.2000

 

Почему не достроили объект №1 под Днепром?
 

 

Александр МАРУЩАК "Сегодня"

В урочище Наталка, недалеко от Московского моста, редко встретишь прохожего или шумную компанию -- местность дикая. Жутковато здесь, особенно когда подходишь к огромному серому строению длиною метров в пятьдесят, чем-то напоминающему подводную лодку. Откуда взялась эта махина? Дедушка, выгуливавший собаку, объяснил: "До войны тут тоннель под Днепром строили, потом забраковали..."

ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН


Поговаривают, что идею строительства тоннеля под Днепром "подкинул" сам Сталин. В случае войны, если бы пришлось взорвать мосты через Днепр, эшелоны с техникой и людьми могли бы без проблем перебраться под рекой на левобережье. В 1935-1936 годах были разработаны проекты двух подземных тоннелей, а через два года началось их воплощение. Стройка считалась объектом №1 и по документам проходила под грифом "Совершенно секретно". Все, что связано с тоннелем, окутано тайнами, хотя в работах были задействованы более 12 тысяч человек. Сегодня в живых остались единицы.


-- Чтобы попасть на эту стройку, надо было получить рекомендационные письма двух членов партии и иметь минимум десять лет стажа, -- рассказывает Самуил Аронович Ямпольский, инженер-конструктор, бывший начальник щита титула (шахты) №4.-- Я попал на объект №1 в 1939 году, как раз заканчивал Киевский строительный институт. Тогда все инженеры были под особым наблюдением органов, а слово "тоннель" лучше было вслух не произносить -- за разговор, который мы с вами ведем, тогда дали бы лет десять лагерей.


Тоннель собирались построить за восемь лет. Предполагалось, что под Днепром будут ходить поезда в двух направлениях, а рельсы можно будет при необходимости переложить так, чтобы могли проехать автомобили или танки.


ТОННЕЛЕМАНИЯ


Начинался первый тоннель в Пирогово, проходил под Жуковым островом (ныне остров Водников), под селом Осокорки и заканчивался в Бортничах. Его длина по проекту составляла 6,5 километра. Успели построить более километра. Вторая подземная трасса должна была начаться недалеко от сегодняшней станции метро "Петровка", пройти до урочища Наталка, потом под Днепром на Труханов остров, к Десенке и выйти на Выгуровщине. К ее строительству практически не приступали.


-- Все руководящие посты на строительстве занимали москвичи, -- продолжает Самуил Аронович. -- Лишь на шахте №5 в Пирогово был начальником киевлянин Баренбойм. Без аварий не обошлось, а самая крупная случилась на титуле №4 на острове Водников. Тисон -- это фрагмент тоннеля, который состоит из цельного железобетона, специальным приспособлением он самозакапывается в грунт на 28-32 метра (такой планировалась глубина обоих тоннелей под Днепром). На острове Водников строители столкнулись с необычным явлением -- за пределами тисона оказались плавуны, крупнозернистые пески. Щит попал на зыбкую поверхность и начал клинить. Начальник распорядился продолжить работы... и щит разлезся полностью, а тоннель заполнила вода. Люди вовремя оттуда ушли, иначе все погибли бы. Москвича уволили, а преуспевающего Баренбойма назначили начальником шахты №4. Начальником аварийного щита -- меня.


ЗА АДСКИЙ ТРУД -- КРАСНАЯ ИКРА


-- Прежде, чем спускаться в тоннель, нужно было пройти декомпрессионную камеру, -- рассказывает Самуил Аронович. -- По специальным трубам воздух попадал в помещение и когда давление уравновешивалось, двери автоматически открывались. Спешить в зону сжатого воздуха не рекомендовалось, нужно было еще немножко постоять, иначе могли лопнуть барабанные перепонки, что иногда и случалось с новичками. Кстати, возле проходческого щита работало не больше десяти человек. В условиях сжатого воздуха при одной атмосфере трудодень составлял шесть часов, а при трех атмосферах -- всего 40 минут. Работа адская, зато кормили нас, как на убой. Все продукты, которые считались в то время дефицитом, были на столе рабочих. Даже красная икра, ветчина и фрукты.


Кроме подземных работ возле секретных объектов велись и другие -- сооружали жилые бараки, помещения для разных служб, десятки компрессорных для подачи воздуха, подстанции, столовые, клуб отдыха -- всего не припомнишь. Местность не была ограждена колючей проволокой. Зачем? Работники строительства и так всего боялись.


ТОННЕЛЬ ЗАКРЫТ -- ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ


-- Жили мы в бараках, их там штук пять построили. В город выходили только раз или два в месяц, -- продолжает Самуил Аронович. -- Секретность соблюдали строжайшую. Уволиться со строительства №1 было практически невозможно... Когда началась война, то 22 июня ни одного человека не отправили на фронт, все имели "бронь" и продолжали работать. Только в начале июля из 800 строителей сформировали мостовосстановительный отряд. В него попал и я. Всю войну мы провели на восстановлении мостов, и после победы на объект №1 уже не вернулись. Разъехались кто куда, но никто не смел и слова проронить о том, что строили под Днепром. Архив с чертежами был эвакуирован, а вся техника, которая была в тоннеле, в нем и осталась. Входы в него по приказу свыше мы завалили так, что к ним вряд ли кто-нибудь доберется.

 

 
 Комментарии
Aspirinov | 21.08.2007 11:31    
Статья ни о чем.
О количестве участников строительства в других источниках читал о 20-ти тысячах (что более вероятно, ибо только для прокладки евротунеля под Ламаншем трудилось 13 тыс человек).
Версия о том, что бы этот тунель использовался в военных целях - на мой взгляд - полный бред.
Ибо на тот момент уже существовала Линия Сталина и ни одна страна Европы не в состоянии была атаковать СССР.
Тем более еще существовала Польша... И если нападать на СССР изначально надо пройти через Польшу... и только после это на територию СССР.

http://kurumpa.h14.ru здесь можно почитать про этот объект и посмотреть фотографии.
 
Ghоst | 04.09.2015 16:00    

 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS