ACIS

 

список статей

Автор (источник): Shtig
Опубликовано: 2006-10-25

Дата похода: 27.02.01

 

А Киев таки изрыт подземными ходами!
 

 

Антонина МУСИЕНКО "Сегодня"

О пещерах Киево-Печерской лавры или Зверинецких в свое время говорилось много. Писала о них и наша газета. А вот о военных подземных сооружениях мало что знают даже историки. Эти ходы не только пронизывают весь старый город, но и не самым лучшим образом влияют на нашу жизнь сегодня.

Во время Северной войны Киеву угрожали шведы. Тогда Петр I, учитывая стратегическое значение города, решил соорудить тут мощные укрепления. Поскольку существовавшая тогда Старокиевская крепость имела "зело худую ситуацию", для нового строительства была выбрана территория вокруг Киево-Печерской лавры, а недавно возведенные монастырские стены должны были играть роль внутренней линии обороны. Кстати, чтобы освободить место для крепости, было снесено 955 дворов Печерского местечка, а трем тысячам его жителей "велено, где хотят жить искать".Так появилась Печерская крепость, возле которой образовалась целая бастионная система.


-- В то время войны носили своего рода подрывной характер, -- рассказывает Алексей Курмаз, старший научный сотрудник Музея истории Киева. -- Именно с этой целью под землей на территории крепости строились подземные ходы -- люнеты. Они представляли собой кирпичные галереи, в кладке делались специальные бороздки, ослабляющие стены для того, чтобы сооружение легче было подорвать. В эти подземелья забивался порох. В случае нападения врагов их взрывали. Пол люнета тоже представляет собой немалый интерес, сооружен он по всем правилам вентиляционных систем -- порох, хранящийся под землей и ждущий своего часа, не отсыревал. Такова была тактика минной войны. Надо сказать, что подобными подземельями испещрен практически весь Печерск -- от нынешней станции метро "Арсенальная" и аж до спорткомплекса "Олимпийский". На карте эта система должна смотреться как огромная елка, но поскольку наши подземные ходы строились не по классическим европейским канонам, а отличались творческим подходом военных, то многие из них не известны историкам по сей день. А вообще Киевская крепость считается одной из самых больших в Европе, ее общая площадь составляла 70 гектаров. Изучить такое пространство спустя несколько веков весьма затруднительно.


Пока велось строительство, Киев стал уже не передовым городом, а глубоким тылом, своеобразной военной базой. Подземелья требовали постоянного ухода и ремонта, а так как участвовать в "подрывной" войне не пришлось и использовать их по-другому не додумались, то вскоре киевляне о люнетах забыли, даже вездесущие археологи не интересовались ходами -- из-за былой невостребованности там нечего было искать.


Вспомнили о подземельях три года назад, когда на печерских склонах начали строить особняки зажиточные киевляне. У одного из них никак не получалось соорудить фонтан. Тогда озадаченные строители обратились к историкам. Те предположили, что виной всему подземные ходы. Начались раскопки, в результате совместной работы ученых-историков и нескольких отрядов курсантов военных училищ был полностью восстановлен крестообразный люнет длиной коридоров до ста метров, сооруженный по всем правилам военного строительства того времени. Примечательно, что постройка двухсотлетней давности сохранилась до наших дней практически в первозданном виде.


Специалисты говорят, что если окультурить территорию, то здесь можно организовать музей, тем более, что интерес к подземной постройке велик (замок на зарешеченной двери, ведущей в люнет, держится не более недели), а с недавних пор еще и смекалистые предприниматели водят сюда экскурсии школьников, хоть местность здесь и малодоступна -- к подземелью нужно пробираться дворами, закоулками, а потом еще и оврагами. Интересуются подземельями и иностранцы, но они любят комфорт и ходить по полудикой местности просто боятся. Кстати, любые экскурсии под землей пользуются популярностью -- Зверинецкие пещеры, например, принимают по 7 автобусов туристов в день, в то время как обычный киевский музей о таком потоке гостей может только мечтать.
Богатые киевляне, обосновавшиеся рядом с люнетом, тоже выступают за создание в этом месте музея, поскольку это избавит их от соседства с бомжами, которые комфортно обосновались в сухом и теплом подземелье.


Но на это нужны немалые деньги. Проблема еще и в том, что у нас нет ни одной полномасштабной карты военных подземных ходов, оригиналы находятся в России. И когда подземелья находят уже в ходе строительства, в срочном порядке приходится менять план застройки.


Бывает и хуже: здание построено, а между фундаментом дома и люнетом расстояние в несколько метров. Такое соседство очень быстро дает о себе знать. Многие дома на Печерске именно по этой причине дали просадку и трещины. По словам Алексея Курмаза, изучить, нанести на карту и учитывать расположение люнетов при строительстве просто необходимо, иначе военное прошлое еще не раз напомнит о себе.

 

 
 Комментарии
cadet | 11.02.2009 10:23    
да, жаль, что статья попалась на глаза только сейчас.
Я родился и в детстве жил на Печерске до 62 где то года, в том стринном 2-х этажном доме, что стоит напротив Пушки у метро Арсенальная. Там теперь поликлиника какая-то. Помню как начинали строить метро в свое время и во дворе нашего дома копали глубокий котлован для того, что бы опустить купол подземного перехода метро. Естественно, что с малых лет я с друзьями постоянно лазил по склонам Днепра, что находяся с тыльной стороны задания станции метро Ансенальная. Мальчишками мы облазили все окрестности от Лавры до Подола и знали все хорошо сохранившиеся входы в подземные ходы.
Тогда я обратил внимание, что все ходы делились как бы на три категории - те, что были выполнены из дерева - выложенны бревнами, видимо самые старые, те что были вылажены кирпичом,видимо построенные как раз в то время когда создавалась киевская система оборонительных сооружений в 18-19 веках, и наконец более современные - из бетона, нам казалось что они были построены во время второй мир. войны, немцами. В одном из таких ходов я как раз в возресте 8-9 лет с ребятами нашел немецкий пулемет. Его мы понесли в находящийся рядом дом культуры завода Арсенал, там как раз тогда был музей ВОВ. Но по дороге у нас его отобрал какой то мужик.
Помню особый интерес у нас тогда вызывали остатки старинной крепости -бастион выходящий почти у трамвайных путей, идущих вдоль набережной Днепра. В те годы стены крепости можно было видеть из трамвая. проезжая мимо. Позже деревья и заросли скрыли крепостные стены.
Что интересно, говорили, что этот выход соединен подземным ходом с заводом Арсенал. И когда петлюровцы осадили завод в гражданскую, оборонявшиеся рабочие бежали по этому подземному ходу к Днепру. мы искали этот ход в свое время, но безрезультатно. Эпизод с побегом из Завода кстати был показан в одном из фильмов начала 60-х киностудии Довженко о героической обороне Арсенала.
Позже в 11 лет, я поступил в Киевское суворовское военное училище, среди нас ходили слухи, что училище, постройки 1915 года соединено подземными ходами со зданием бывшего Константиновского военного училища , в наше время это было училище связи. Которое я тоже позже закончил. К сожалению наши исследования подвалов суворовского училища не принесли должных результатов, хотя не исключили возможности существования ходов.
В общем буду рад, если кто-то из любителей киевской старины откликнется. Можно будет обсудить тему.

 
Ghоst | 04.09.2015 15:59    

 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS