ACIS

 

список статей

Автор (источник): Tapemaker
Опубликовано: 2006-10-19

Дата похода: 03.07.2003

 

Сырец от конца до начала
 

 

Состав группы: Tapemaker, Susanin


Этот коллектор находится недалеко от моего дома, но желание пойти возникло относительно недавно. По карте Киева его протяженность составляет не менее трех километров. Это значит что для вылазки желательно потратить целый день. Собрались около метро Петровка. У меня есть советский фонарь на 6 батареек, который мы решили испытать, еще для этой же цели я взял слесарский аккумуляторный. На том же месте купили комплект дешевых батареек и пошли к пункту назначения. Около мостика, который пересекает Сырец за гаражами, решили проверить работоспособность фонарей. Несмотря на новизну батарей фонарь светил тусклым пучком, который все же оставлял пятно на траве при яркой погоде. Учитывая дешевизну батарей, я сделал им процедуру вжимания для уменьшения внутреннего сопротивления. После этого фонарь действительно светил как новый. По дороге к входу, а до него оставалось совсем немного, вспомнил про трубу, которая втекает в реку между входом в коллектор и мостиком. Но от заданной цели решили не отвлекаться и двинули ко входу не обращая внимание на стоящих рядом мужиков, впрочем они нас тоже не приметили. Вроде ничего особенного, а одевать химзу при других прохожих желания нет. Переоделись возле входа и двинулись вовнутрь. Почти сразу двойной ход объединяется в широченный туннель не очень большой высоты. Чуть дальше - поворот на 45 градусов вправо а потом налево, т.е. смещение хода. Или это совпадение или инженерная задумка но данное смещение хода есть во многих больших коллекторах именно в начале (например Клов или Фестивальная). Испытываемый фонарь оправдал себя сполна. Узконаправленный луч света доходил почти до любой стенки коллектора, учитывая его немалые размеры. А слесарский фонарь "сдох" через 5 минут ходьбы. Для его нормальной работы необходима щелочь, в качестве которой я использовал раствор средства для прочистки труб :). В дальнейшем фонарь успешно прошел испытания.


Дно пока не очень засорено, лишь кое-где встречаются почерневшие предметы - железяки да булыжники, иногда элементы автопокрышек. С левой стороны расположено 3 колодца - дырки из потолка, заканчивающиеся люками. Второй из них оказался открытым и учитывая отсутствие лестницы я все же попытался выбраться для осмотра местности. Мы находились на территории промзоны, которую впрочем видно с поверхности у входа, напротив двух больших белых цистерн, оборудование завода явно новое. Дальше выходов обнаружилось ответвление влево - труба 1 м, но она оказалась заваленной через несколько метров. И вот на горизонте появилось раздвоение хода, каждый размером 2х2 м. Пошли по правой части. Высота стала понижаться, так что идти приходилось чуть согнувшись. Вскоре хода сообщаются небольшим окошком, так что можно перелезть из одного в другой. Над каждым из тоннелей находится колодец трехметровой высоты. Идем дальше, а между тем потолок все понижается, так что через несколько десятков метров пришлось ползти на коленях собственно по колено в воде. Как только эта конструкция выдерживает экстремальный поток воды, непонятно. Вправо отходит шкурник, который мы пропустили. Благо высота стала постепенно стабилизироваться, достигнув немногим более 1,5 м. Далее как врезанный внутрь находится небольшой зал с водо/газопроводной трубой сверху и ответвлением в виде шкурника вправо. Пройдя чуть дальше наткнулись на такое же ответвление. Сверху находится люк, до которого нужно добраться по метровой лестнице, которая в свою очередь закреплена у потолка. Местность на поверхности так и не была выяснена. А в трубу я захотел пролезть сколько сил хватит учитывая предстоящий путь. Susanin остался у ее входа и мы только перекрикивались, сравнивая таким образом пройденное расстояние. После пары колодцев мрачное отверстие трубы все же уходило вдаль, проглядываясь далеко в лучах фонаря и лучше всего было вернуться назад. Двойной туннель иногда соединялся небольшими щелями, достаточными чтобы перейти из одной половины в другую. По мере продвижения по левой части ход становился все менее замытым и местами видно чистое бетонное дно составной конструкции однако с не совсем чистой водой. Всегда было приятно идти по такому ходу, если только это не слишком однообразно. С эдаким прожектором в руках карту составлять весьма удобно, особенно если это плавные повороты, просмотр которых ограничивался лишь повышенной влажностью воздуха. Возле очередного соединения ходов проходит пучок кабелей, а сверху свисают зеленым полупрозрачным ковром листья деревьев. Далее смещение хода, еще пару соединений, опять 2 поворота. Пожалуй самое главное на всем подземном пути - это красивейшие сталактиты, выросшие на соединении двух железобетонных блоков потолка. Их длина не менее метра, но у стены можно легко пройти чтобы не сломать эту красоту. Сталактиты напоминали тогда желтовато-бурый каменный лес перевернутый вверх дном. Если кто-то соберется пройти здесь, рекомендую взять фотоаппарат. Моего при себе не было, о чем приходится только жалеть.


После второго поворота вдали виднелся свет, которого видимо не хватает после подземной прогулки чисто инстинктивно, на подсознательном уровне. По словам Susanina иногда бросаешь картографирование и бежишь только в сторону света уже не смотря на прочие интересности и смысл похода в целом.


Мы оказались под цельной решеткой на всю ширину туннеля (здесь оба сходятся в один) в районе автопредприятия и фирмы "Евроформат" (как узнали позже). Подтянувшись, через решетку можно было увидеть только часть поверхности. Пока я пытался вскарабкаться к решетке-ливнику, ручка упала в воду и уплыла в неизвестном направлении. Благо, материал карты позволяет писать путем продавливания любыми острыми предметами. Susanin помог делу, дав поржавевшую колупалку (возможно когда-то это был шомпол для прочистки ствола оружия), которую нашел в Николке. Дальше пошли по левой части и вскоре уперлись в большое бревно. Расстояние между ним и потолком было сантиметров 30 и для пролазки рюкзаки пришлось снять и проталкивать отдельно. Оказалось здесь хода соединяются, но высота составляет не более метра. Непонятно как сюда попал большой ствол дерева. Ползти пришлось недолго, после чего снова встали в полный рост. Впереди поворот на 45 градусов вправо, за ним следующий. В него падал яркий свет через решетку, что на территории неведомой промзоны. Основной туннель поворачивает направо, а прямо - труба с тупиком в конце, издалека она смотрелась более интересно. После поворота влево решили двинуться по правой части, где вода не текла. Этот участок завален на дне кирпичами и всяким барахлом и был не самым благоприятным, так как неосторожно ступая можно повредить химзу. Метров через 300 снова зал с двумя люками, захотели по водичке пройтись. Здесь и далее нам ее хватило по горло, а в буквальном смысле по пояс. Каждый из параллельных туннелей имеет метра 4 в ширину и 1 м в высоту, причем треть высоты - вода. Потихоньку пробираемся вперед, с мыслями что так далеко не уйдешь, да и удовольствия мало полусогнутым да еще и на коленках. Я постепенно ушел немного вперед. После поворота влево очутился в комнатке с двумя люками. Из отверстия в одном из них на дно падал прямой солнечный свет. Отражая его рефлектором фонарика, получался красивый белый луч, который успешно освещал близлежащие стены. Вскоре Susanin также успешно добрался сюда. Попробовали сдвинуть правый люк - он оказался легким, одной рукой можно приподнять и сдвинуть. Совсем рядом прошло пару человек. Приоткрыв крышку люка, мы по очереди осмотрели близлежащую местность, сзади - трамвай и троллейбус (откуда на нас пялились некоторые удивленные лица ;)). После чего люк так же по-деловому закрыли. Мы находились под ул. Фрунзе, которая уходила вправо по отношению к нашему движению. Последние усилия под низким потолком - и мы снова в нормальном коридоре. Воздух постепенно насыщался паром, который придавал рельеф лучам фонарей. Вскоре ход сузился и спустя, немного дальше потолок резко возвышается до 2,5 м и в скоре так же резко опускается до прежней высоты. На плавном повороте влево с правой стороны метровый шкурник, немного пройдя вперед - слева. В этот я решил слазить проверить. Спустя десяток метров есть колодец со ступеньками. Люк открыть так и не удалось. За ним труба чуть сужается и поворачивает немного вправо. Вернулся обратно в основной ход. Он плавно сворачивает вправо, так что получается петля - обход. На повороте два люка, которые мы не проверяли. Здесь пока все прекрасно. Чапаем по свободному туннелю. Иногда закрадывается подозрительный запах селедки. Подошли к небольшой комнатке с люком, а скорее просто смене хода на более низкий. Находясь у правой стены, я смело шагнул вперед и нога погрузилась без малого на метровую глубину, задев пару неровностей. Благо никаких повреждений не было, лишь неприятное ощущение страха. Оно часто возникает в подземельях при неожиданных препятствиях или звуках. Устремившись вперед, вернее только наклонив голову, в нос ударил неприятный запах рыбы :E. Учитывая предыдущие подозрения я интуитивно ожидал этого, но как бы не приготовился переносить данную невзгоду. Susanin стоял рядом с нерадостным настроением. Пока ублажала одна мысль - мы в химзе, а запах уже переживем как-нибудь. Резко двинулись вперед, хотя средняя глубина воды была сантиметров 30. Пробежав первые метры я начал ощущать реальный ужас всего происходящего. Запах стал усиливаться все больше и все противнее. Сначала казалось что просто вывернет наизнанку. Вскоре почувствовалась характерная недостача воздуха. Еще неизвестно как действует на организм такая атмосфера. Параллельно пульсировала мысль, что бежать придется очень долго. Ноги автоматически рвались вперед и уже минут через пять становилось плохо. Я периодически оглядывался назад, где в десяти метрах за мной бежал Susanin. Естественно я не мог стать здесь и расспросить его как настроение. На силы для передвижения внимания не оставалось. Можно пробежать этот участок как можно быстрее, но при этом резко учащается дыхание, а сейчас шел на счет каждый вдох-выдох. На бегу пришлось применить свою тенниску в качестве фильтра. Тогда я впервые почувствовал всю прелесть дыхания через первый попавшийся кусок ткани! На некоторое время можно было подумать, что пошел свежий воздух. Но ресурсы ткани источались за полминуты, и ее приходилось складывать вдвое или втрое и прикрываться уже другим участком. Susanin бежал сзади, иногда снижая скорость. Тем временем квадратный ход высотой под 2 м сменился очень большой трубой 2,5 м в диаметре. Глубина стала очень маленькой, но за счет этого - поток воды с большой скоростью, который мог бы снести при непрочном сцеплении подошвы химкостюма и дна трубы. При этом вода сильно разбрызгивалась, что в данной ситуации крайне неприятно. Впереди труба поднималась на метровую высоту порожком под 45 градусов. Здесь поток воды достигал пикового значения и подниматься приходилось по возвышениям трубы. А запах рыбы становился не таким жутким, хотя и здесь воняло конкретно. Вскоре подбежал Susanin, а я вытащил его за руку для преодоления порога. Пробежав некоторое расстояние мы оказались возле ручейка воды с потолка, за которым запах еле чувствовался. Вот он, долгожданный конец этих мучений. Этот маленький поток зловонной водички, который завонял полколлектора. Из его места истекания свисали всякие кишки и прочая гадость, часть которой Susanin зацепил, проходя мимо. Грязную лямку рюкзака отмыли уже относительно чистой водой. Впереди был пятиметровый колодец с люком без возможности подняться. После перенесенного ранее продвижение по большой трубе можно сравнить с сеансом релаксации. Но как показал опыт, под землей никогда нельзя расслабляться. Проходя дальше, я смотрел во все стороны, разглядывая конструкцию туннеля и не заметил торчащий из стены справа прут арматуры. В результате я наткнулся на него почти не снижая хода (благо мы шли а не бежали). Под правой подмышкой получилась ссадина, впрочем не столь серьезная чтобы прерывать поход. В любом случае оставалось идти вперед.


Коллекторный ход стал прямоугольным, следующий колодец имел в высоту по меньшей мере 7 метров, что для коллектора явно много. Глубина воды постепенно повышалась и совсем скоро бетонный коридор переходит в небольшой, до 2 м в высоту и ширину туннель, обложенный досками, которые прижимает к его стенкам металлический каркас. Глубина достигала 1 м и более. Впереди плюс ко всему на поверхности плавает целый ворох веток, бревен и прочего мусора. Я пробирался впереди, пытаясь опираться на весь этот мусор, чтобы вода не попадала в химзу. Сзади шел Susanin, и ему при меньшем росте было тяжелее остаться сухим. В пробирании помог железный прут, приваренный к потолку. С помощью него и веток снизу нам удалось пройти до нормальной глубины. Потолок железного каркаса был испачкан солидолом или другой смазкой, в которой были наши руки и частично фонари.


Дальше путь представляет собой исключительно кирпичный свод. Порой высота меняется от 2 до 3 м, а до поверхности все те же 7. Недалеко за сложным препятствием находится колодец на поверхность в виде большой железной трубы с приваренными к ней тонкими ступеньками. Я и Susanin, шокированные пройденным участком, не стали подниматься. Метров через сто ход слегка заворачивает вправо, рядом есть ответвление вправо в виде небольшого кирпичного туннеля. Высота позволяет идти почти свободно, и мы решили его исследовать. Сначала на пути колодец, из которого упала деревянная шпала, загораживая половину прохода, затем пара ливников, сквозь которые пробивается солнце и капает вода как после дождя. Если дождь и был, то ровно настолько чтобы потек маленький ручеек на совсем короткое время. Возле одного из ливников примыкает на полутораметровой высоте и уходит влево очень низкий кирпичный ход высотой 30 см а то и ниже. В данном случае его можно использовать только для оставления рюкзака, однако я предпочитаю всегда при возможности таскать его за собой. На дне было небольшое количество воды и местами попахивало канализацией. Правда после пройденной "рыбы" это были просто понты. Впереди туннель опускается вниз с сужениями и завалами барахлом. Причем опускание хода вниз произошло по причине сползания земли, стенки кирпичного хода сломались как картонная трубка. Для преодоления узкого лаза пришлось выкрутиться боком а рюкзак держать на вытянутой руке. После лаза снова перешли в нормальный свод. Через пару десятков метров в потолке есть дыра, из которой можно вылезти в небольшую комнатку с люком. Когда мы поднялись в нее и передохнули, я аккуратно приоткрыл люк, отодвинув его чтобы посмотреть вбок (стоя лицом к основному коллектору). Прямо возле нас чуть правее находится лавочка под березой, справа - промздание небольшой высоты, сзади бетонный забор. Спереди было заметно несколько автомобилей. Мы оказались на территории кирпичного завода, как выяснилось позже. Больше он похож на станцию техобслуживания. Закрыв люк, спустились обратно. Прошли немного вперед, где на пути не лучший радикулитник. От проседания хода потолок опустился до метровой высоты, половину которой занимает вода. Непонятно зачем рюкзаки упорно тащили за спиной. Через несколько метров можно разогнуться в колодце. Дальше идет довольно узкая труба. Были предположения, что она проходит только под дорогой из соображений прочности и дальше может снова переходить в кирпичный свод. Эти предположения не подтвердились. Столькими же трудами выбрались назад к основному ходу. Дальше продолжался все тот же свод высотой под 2 метра, напоминающий Клов, где сейчас забучка. Сверху равномерно расположены колодцы семиметровой высоты. За поворотом постепенно просматривается свет. У самого выхода вода падает сюда с полуметровой высоты. Здесь глубина местами превышает метр так что пришлось поискать хитрый путь, чтобы не погрузиться по шею и не промочить химзу (хотя в мою и так попала вода). Выход представляет собой бетонный канал, по которому течет сама река и ступенчатые стены. Вверху, на уровне потолка, расположен маленький мостик. Поднявшись наверх, мы оказались на территории все того же кирпичного завода. Есть гипотеза, что большая глубина залегания коллектора образована искусственными насыпями.


Неподалеку от выхода обсохли и перекусили, проверили фонари. Если пройти немного вперед против течения, слева есть выход из территории в виде приставленной к стене лестницы (обратно залазить пришлось бы без нее). Не меняя облика, двинулись дальше вдоль реки за гаражами. По правой стороне периодически попадались люки - это канализационная ветвь. Вскоре вышли на дорогу, в химзе и с фонарями. У ближайшего прохожего выяснилось что это ул. Сырецкая. Следующие пару километров идем по поверхности вдоль реки. На склонах слева мне удалось набрать чистой, не считая примеси песка, холодной воды из естественного родника. Здесь же сняли и упаковали химзу. Сразу видно что дренажку здесь не построили хотя надо. Здесь ручей протекает в болотистой местности и вправо отходит приток, который четко показан и на карте. Заброшенные трущобы постепенно перешли в сырецкий парк, хорошее место для отдыха, о котором я и не догадывался. По правую сторону стоят здания промзоны. Перейдя по бревну через болотце, добрался до одного из мест строительства пока непонятно чего. Прямо на земле было выстроено кольцо из бетона диаметром метров семь. Оно очень похоже на участок метростроевской шахты. Рядом валялись свежевыкрашенные 1,5 м диаметра трубы. С этого места ручей течет в бетонном окаймлении поменьше Лыбиди. За парковой зоной - улица, территория стоянки или заброшенной стройки. На подходе к ул. Щусева река вытекает из под дороги. Но просвета на другом конце не видно. Неподалеку расположилась стройплощадка будущего метро "Сырецкая". Короткую подземную часть решили все же исследовать. Прошли метров двадцать и за поворотом показался свет. Но слева есть полузамытая труба, из которой явно доносился запах метростроевской работы. Объект пока остался неисследованным, потому что передвигаться пришлось бы на локтях, метров 130 (для такого способа движения это тяжело). У самого выхода была обнаружена немалого размера труба, которая раздваивается: прямо просвет, налево - неизвестно что. У самого выхода на пригорке стояла бурильная установка с шлангом в сторону ручья. Именно она и замутила воду пару часов назад.
Под мостом чуть дальше оставили подписи, полностью задействовав синий маркер Susanin'a. После небольшого участка пути подошли к настоящему роднику, и отдохнув тронулись дальше. Дальше стоит сказать лишь про ответвления. Сначала влево в сторону железной дороги, позже еще пару метровых труб вправо в сторону жилого массива. На следующем этапе возникла проблема: река уходит в густо насажденные сады местных жителей. Вдоль берега не пойдешь - везде заборы, а по самому ручью - не хочется столкнуться с неприятными персонами. Прошли чуть дальше сверяя увиденное с картой. По левой стороне (ул. Кузьминская) есть несколько колодцев как вентиляция дренажек. Вскоре я нашел вход - небольшая труба с прохладным воздухом. У обочины железной дороги валялась ручка стоп-кран (тормоз нам не нужен? :)). По другую сторону ж/д наконец обнаружили несколько ливневок, под которыми слышен шум воды. Глубина и размер трубы свидетельствуют о продолжении ручья именно здесь. Ливники находятся за улицей дачных участков правее моста. Открыв один из них стали размышлять как туда лучше спуститься. Прыгать высоковато и место входа узковатое, а ниже и зацепиться не за что. Можно спустить Susanin'a за руки, а потом он поможет снизу, или я все же прыгну первым...


В это время сзади открылась калитка двора, из которой вышел мужик, как бы это сказать, с не очень добрым выражением лица. Увидев открытый ливник и стоящих рядом двух штрихов, этот баран прокричал что-то типа "Вы шо, о#@ели? Быстро закрыть. Если что-то пропадет я вас разыщу..." Что может пропасть в коллекторе, непонятно. Я закрыл ливник очень быстро и вежливо и в таком же порядке мы удалились в сторону ж/д станции, где по карте река переходит под железной дорогой. Вскоре был найден один из выходов, куда мы должны были выйти, спустившись через ливник.


Дальше река в виде маленького ручья шла вдоль дороги. Пройдя за мост (проспект Победы). Там слева есть небольшая труба с высоким уклоном, она заканчивается колодцем, после чего идет сужение ее до 50 см. Здесь же мы привели себя в нормальный вид и двинулись в сторону метро.


Итак, пройденный большой коллектор довольно сложный, с участками старинных сводов, имеет два нормальных входа.
На всем пути есть неисследованные участки в виде небольших труб.
Общий пройденный путь составил более 12 км.

 

 
 Комментарии

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS