ACIS

 

список статей

Автор (источник): Вирд
Опубликовано: 2011-06-12

Дата похода:

 

Тоннели под Днепром. Краткая компиляция реальности.
 

 

Тоннели под Днепром. Краткая компиляция реальности.

Все, что здесь написано, представляет собой обобщение наблюдений, полученных в результате прогулок с целью интересного времяпрепровождения на свежем воздухе. А также, изучения и согласования между собой доступных многочисленных, но однообразных, публикаций, воспоминаний очевидцев, слухов, "городских легенд" и медитаций над разнообразными картами :)

"Стройка НКПС №1", "Южная труба", "Сталинское метро", "Объект Титул" и др. - это фольклорные названия, получившие распространение среди туристов и краеведов-любителей.

Итак…
Сталин перед войной предложил проделать железнодорожные тоннели под Днепром: один - севернее Киева, другой - южнее. Но мы не успели сделать переходы до войны, а после войны в них отпала надобность, и работы были прекращены. Остатки же тоннеля сейчас служат памятником прошлому.
Хрущев Н.С., Воспоминания. Книга 1

В связи с угрозой военного нападения на СССР со второй половины 20-х годов XX столетия началась подготовка к войне. Для обеспечения обороноспособности были построены многочисленные системы фортификационных сооружений – так называемые укреплённые районы в приграничных округах. К таким относился и Киевский Особый военный округ. К 1938 году Киевский укрепрайон был построен и подготовлен к ведению боевых действий. Важнейшая проблема заключалась в обеспечении надежного, безопасного и скрытого транспортного сообщения между правым и левым берегами Днепра. Имеющиеся железнодорожные мосты были легко уязвимы авиацией.

По инициативе И. В. Сталина СНК СССР в марте 1938 года принял решение о необходимости строительства Северного и Южного туннельных переходов под Днепром для дублирования железнодорожных мостов через Днепр в районе Киева.

Южный туннель должен был проходить от села Чапаевка через остров Водников в сторону села Бортничи. Северный – от железнодорожной станции Петровка на юго-запад от села Троещина. Южный туннель дублировал железнодорожный мост направления Киев – Москва, и его надлежало построить в первую очередь.

11 октября 1938 года – важнейшая дата в истории Строительства № 1. В этот день Политбюро ЦК КП(б)У утвердило постановление о Строительстве № 1. Парторгом ЦК КП(б)У на Строительстве № 1 был утвержден Г. И. Федорчук, работавший начальником сантехнического управления Народного комиссариата коммунального хозяйства Украины.
Главтуннельметрострой НКПС СССР создаёт в Киеве важный и совершенно секретный объект «Строительство № 1» во главе с известным инженером-строителем москвичом Михаилом Александровичем Терпигоревым. Из Москвы были командированы и основные руководящие работники, в том числе заместители начальника строительства Николай Алексеевич Кузнецов и Михаил Семёнович Коваленко, а производственно-техническую службу возглавил Александр Фёдорович Денищенко.

Строительство № 1 было крупнейшим оборонным строительством 3-й пятилетки. С начала строительства общее число рабочих, ИТР и служащих составляло 5 тыс. человек, к концу 1939 года должно было быть доведено до 10 тыс., а в 1940 году — до 20 тыс. Работы велись в условиях большой территориальной разбросанности строительных объектов радиусом 25 км. На каждом из основных строительных объектов работало от 600 до 900 человек с месячными программами до 2 млн. рублей.
29 июля 1939 года Политбюро ЦК КП(б)У отмечало недостатки на Строительстве № 1: план-график работ на ряде участков не выполняется, трудовая дисциплина находится на низком уровне, слабо поставлена массово-воспитательная работа среди рабочих и ИТР.
Был составлен график работ Строительства № 1 на 1939 год.

Южный переход
Согласно генеральной смете для сооружения всех площадок необходимо было намыть 667,6 тыс. м3. За исключением 90 тыс. м3, это работа была закончена в мае 1939 года. Оставшееся количество песка планировалось использовать на отсыпку дамбы через протоку Днепра — Старик. Укрепительные работы в основном были закончены в первом полугодии 1939 года.

На второе полугодие 1939 года из всех работ по освоению площадок были включены берегоукрепительные работы Безымянного острова. Работы на острове могли проводиться только при низком горизонте воды. Кроме того, в ноябре и декабре были предусмотрены подготовительные работы по сооружению подводного экрана.

Подъездные пути.
В сентябре 1939 года были закончены все работы по строительству железнодорожных и авто-гужевых дорог. Предусматривались работы по узкоколейкам, которые должны были сооружаться для подвоза бетона на титулах 4 и 4-бис.

Основные работы.
До октября на титулах 3 и 5 планировалось соорудить только два кессона, а с октября на титулах 4 и 4-бис. Такая очерёдность позволяла использовать рабочих-арматурщиков, бетонщиков и других специальностей последовательно, сначала на титулах 3 и 5, а потом на титулах 4 и 4-бис.

Жилищное строительство.
Жилищному строительству уделялось такое же внимание, как и основным работам. Первоначально оно было развёрнуто на Жуковом острове, титуле № 3, в Александровской Слободе. Строился дом по улице И. Франко и общежитие по улице Челюскинцев. Работы по общежитию планировалось в основном закончить в III квартале.

На Красном Хуторе планировалось построить посёлок. К концу 1939 года в плане были только подготовительные работы. Три каменных 4-х этажных жилых дома и три временных барака планировалось закончить с таким расчётом, чтобы в 1940 году приступить к строительству скоростным методом 20-ти жилых домов.

В посёлке Зверинец также предусматривались подготовительные работы по строительству двух жилых домов, для того, чтобы в 1940 году можно было приступить к строительству этого городка скоростным методом.
Планом предусматривалось строительство временных производственно-технических сооружений для обеспечения основных работ. Все душкомбинаты до начала опускания кессонов должны были быть готовы.
До опускания кессонов должны были быть выполнены строительно- монтажные работы по компрессорным, за исключением компрессорной титула № 4, которая сооружалась в таком объёме, который требовался только для опускания кессонов на титулах 4 и 4-бис.
Полное окончание строительства компрессорных для щитовой проходки намечалось на I-й квартал 1940 года.

Все строительство обоих туннелей было разделено на отдельные самостоятельные производственные объекты, так называемые «титулы»: с № 1 по № 14.

В зависимости от уровня грунтовых вод прокладка туннелей предусматривалась как с поверхности земли открытым способом, так и с помощью метода щитовой проходки в толще грунта под сжатым воздухом.
Первый метод предполагал забивку по периметру металлического шпунтового ограждения с откачкой грунтовых вод и понижением их уровня, а второй, по мере продвижения щита, — обустройство туннеля чугунными элементами крепи, так называемыми «тюбингами».

Наибольшие темпы строительства велись на Южном переходе. Работы велись на левом и правом берегах Днепра, а также открытым способом в районе сёл Пирогово, Вита-Литовская (теперь село Чапаевка) на Жуковом острове, в сёлах Осокорки и Бортничи.

От станции Жуляны до станции Пирогово планировалось проложить две железнодорожные ветки на открытой местности, дальше они должны были заходить в подземный туннель, который проходил до Жукова острова с уклоном под русло Днепра в направлении острова Водников (800 - метровый фрагмент сохранился).

На левом берегу также предусматривался постепенный выход туннеля на поверхность. Туннель заканчивался у села Бортничи (90 - метровый фрагмент сохранился в районе села Осокорки. Остаток туннеля - 75м самого туннеля и 110м канавы (всего - 185м). Легко доступен в сухое время года.). Далее ветка проходила под открытым небом до станции Дарница. Оголовок шахты туннеля. Находится в дачном поселке Осокорки. Говорят, забетонирован. Используется дачниками в хозцелях.

Существующие фрагменты строительства.
Титулы № № 2, 3 расположены около села Осокорки, титул № 4 — на острове Водников, титулы № № 5, 6, 7 — на Жуковом острове. Титул № 7 — пять железнодорожных насыпей для энергопоездов, около них два бетонных резервуара для топлива и остатки цементного завода. Титул № 8 — ТЭЦ на улице Жилянской и другие объекты энергообеспечения строительства. Титул № 9 расположен поблизости села Бортничи. Титул № 12 — туннельная секция на кессоне на Оболони у берега Днепра. Места расположения и назначение титулов № № 10, 11, 13 и 14 не установлены.
Всего на Строительстве № 1 было сооружено четыре туннельно-кессонные секции: одна на Северном переходе (Оболонь, урочище Наталка, стоит по сей день на поверхности) и три, достигшие проектной отметки, на Южном переходе на титулах № № 3, 4 и 5.
Из воспоминаний П. И. Жука: „… на третьем титуле (левый берег Днепра) установили 220 колец, на четвертом (о. Водников) — только начали работы, на пятом титуле (Жуков остров) — смонтировали 273 кольца…”

Проходка Южного туннеля осуществлялась в следующих направлениях.
На титуле № 3 (на левом берегу Днепра напротив о. Водников) был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 2 с выходом на поверхность и оборудована камера для приёма щита из титула № 4.
К титулу № 3 проложили две колеи. Одна от титула № 9 (с. Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в с. Осокорки). Вторая проходила вдоль Днепра к ст. Дарница. По ней курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием.

В туннельной секции на титуле № 4 (Находится на промышленной территории. Сохранились здания компрессорных и трансформаторных станций. Где-то там должна была быть сама шахта.В силу сложнодоступности этих мест - самые малонаблюдаемые объекты) были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и № 5.

Строительство на титуле № 5 (начальник титула И. Ю. Баренбойм) было организовано возле Днепра севернее территории нынешнего клуба юных моряков «Юнга». Левее входа к клубу стоял наполовину разрушенный дом душкомбината. За руинами — ведомственные склады (тер. бывшего лаврского хутора). Сохранился железобетонный оголовок, забросанный мусором и здания, принадлежность которых к системе под вопросом.
В туннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована приёмная камера для приёма щита № 4-бис.

Наземные туннели титулов № 2 и № 6 строились открытым способом с понижением в сторону Днепра. Тропинка к школе в с. Чапаевка проходила по бетонной поверхности километрового туннеля титула № 6. Недалеко от этого места, за оградой, стояло еще несколько деревянных бараков, а перед ними — развалины цементного завода.

Из воспоминаний С. А. Ямпольского: „К началу Великой Отечественной войны положение со строительством было следующее.
Июль 1941 года
Титул №1 (начальник титула — М. С. Коваленко) на левом берегу Днепра на юго-западе от села Бортничи. Образован для строительства туннеля открытым способом. Выполнены подготовительные работы.

Титул №2 (начальник титула — С. П. Шарков, инженер — Е. Н. Радзевич). Открытым способом выполнена укладка туннеля длиной 90 метров.
Туннель вблизи села Осокорки

Титул № 3 (начальник титула — Н. Д. Сильвестров, инженер — М. М. Синичкин). Смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата проходка в сторону титула № 2.

Титул №4 (до аварии начальник титула — А. П. Бурмистров). К началу 1941 года смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата подземная проходка в сторону титула №3. После аварии в феврале 1941 года с противоположного щита титула все проходчики также переведены на аварийные работы. Титанический труд коллектива позволил к началу июля 1941 года полностью ликвидировать аварию. Но уже началась Великая Отечественная война.

Титул № 5 (начальник титула — И. Ю. Баренбойм, инженер — Э. Е. Майрановский): смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция и пройден до февраля 1941 года в сторону титула № 6 туннель длиной около 240 м.

Титул № 6 (начальник титула — И. Л. Москалев): туннель на Жуковом острове, построенный открытым способом, достиг длины 700 м. Железобетонный туннель со снижением в сторону Днепра. Западный конец возвышается над землей почти полностью, восточный - внешней поверхностью всего на десяток сантиметров над уровнем озера (выходит под воду). Имеет промежуточный боковой выход в середине.
Протяженность 600 метров.
(В любое время года затоплен. Зимой по льду можно пройти от западного до промежуточного насквозь.)

По Северному переходу только титул № 12 выполнил значительный объем работ. Начальником титула был Леонид Дмитриевич Сапрыкин — талантливый инженер, в будущем лауреат Государственной премии СССР, главный инженер Мостоотряда № 2, а с 1954 по 1971 годы — начальник «Киевметростроя»”.

Несмотря на начало войны, строительство туннелей продолжалось и в июле. Но в конце июля поступила команда срочно законсервировать строительство. Дорогостоящие проходческие щиты, защищённые слоем технической смазки, и чугунные тюбинги затопили, технику и оборудование вывезли железнодорожными составами, оставшееся оборудование засыпали землёй.

6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Житель села Чапаевка, бывший бригадир проходчиков «Киевметростроя» Герой Социалистического Труда Иван Николаевич Мищенко участвовал в продолжении строительства туннеля на Жуковом острове в 1946 году. В апреле 2003 года около туннеля титула № 6 он рассказывал о ходе строительства: показывал насыпи, где стояли энергопоезда и размещались водонапорные башни с резервуарами, а также остатки цементного завода. Оттуда бетон в ковше подавали в туннель канатной дорогой. Также работали предприятия и на острове Водников. Только в конце 1949 года строительство было полностью остановлено как неперспективное.
В 50-х годах прошлого столетия попытались откачать из туннеля воду. Подняли много тюбингов, труб, но далее работы остановили. Эти строительные материалы были использованы на строительстве киевского метрополитена, в частности на станциях «Вокзальная» и «Политехнический институт».
В послевоенные годы возникла идея использования туннеля на Жуковом острове под хозяйственные нужды. Директор совхоза «Хотивский» обратился в Харьковский район Киева, на территории которого находилось сооружение, с просьбой передачи туннеля под овощехранилище. Решение не приняли.

После пуска Каневской ГЭС сооружения Южного перехода в районе Жукова острова оказались подтопленными, и все вопросы об их использовании отпали.

P.S. Кому интересны карты и фотки – по запросу на почту прикрепленными файлами:)

 

 
 Комментарии
Анатолий | 27.02.2012 17:35    
Тоже мне секретный объект...
Немцы ещё до войны сделали детальную аэросъёмку всего Киева и околиц. Про туннель они знали всё и имели авиабомбы, которые могли его пробить. Этим не занимались, так как знали, что совки не доделали этот объект. А на Оболоне я лично лазил в остатки кессона...
 
prostomen | 15.07.2012 12:01    
у меня есть сведения от одного из историков,что под кессоном номер 1(на оболоне)есть тоннелепроходческое оборудывание,находящиеся в подвале
подвал имел высоту в несколько метров,но был засыпан землёй и песком - при спешном отступлении машину решили зарыть
также,после общения с профессиональными диггерами,есть информация о сохранившемся тоннеле
 
АртемД | 25.08.2013 23:11    
є якась інфа, хтось пробирався у середину титулів? чи там все намервто заварене?
 
Ghоst | 04.09.2015 15:49    

 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS