ACIS

Опубликовано: 2012-11-11

Дата похода: 1-10.11.2012

Караби, ноябрь 2012

Краткая летопись(отчет) о времяпровождении группы киевских спелеологов на протяжении съезда УСА 2-4.11.12 и экспедиции на Караби 4-10.11.12.
Оглавление
7.11.12 Караби. День третий. Пещера Молодежная. 8
8.11.2012. Караби. День четвертый. Заморозки. Пещера «Камень-за-пазухой». 9
9.11.12. Пещера Гвоздецкого. Подведение итогов. 11

2.11.12. Первый день съезда.
Прибыл я в Бахчисарай отдельно от всех, поездом, и вскоре добрался до турбазы «Привал», где уже началась регистрация прибывающих на съезд. Через час приехали остальные и нас заселили. На одного человека жизнь на два дня в самом дешевом домике с завтраком и ужином обошлась в 460 грн с учетом взноса в 250 грн. Как в хорошем санатории
Но после холодного Киева и правда казалось, что приехал на курорт. Мягкий и теплый воздух, безветрие, температура около 23 градусов. Воздух очень приятно пахнет, открывается красивый вид на горы.
Территория базы довольно большая, и красиво обустроенная. Нас ( Меня, Артема(Тейпа) и Мишу Кривенцова) поселили в деревянном домике на самом верху. Тейп некоторое время говорил, что лучше бы он жил в палатке, но вскоре смирился.
До начала съезда оставалось еще два часа, и каждый решил провести его по-своему. Света , Зимм, и другие отправились искать еду, и нашли кафе, в котором и провели все 2 часа. Мы с Тейпом шатались по городу, нашли заброшенную столовую, засыпанный погреб и целый ящик грампластинок.
Бахчисарай- городок небольшой. По центральной улице можно пройти его насквозь- от турбазы до вокзала. Вдоль улицы тянется русло пересохшего ручья. Справа возвышаются скалы, среди которых находится пещерный город Чуфут-Кале, слева- Ханский дворец.
В 15 часов начались доклады спелеологов о новых открытиях и исследованиях. Наиболее запомнился доклад Климчука о «спелеогенезе Крыма», где подробно рассказывалась новая теория формирования пещер, водой текущей под давлением снизу. Также запомнились доклады о поиске новых пещер, например об открытии пещеры «Холодная Щель».
Доклады кончились ярмаркой литературы и ужином, который плавно перерос в дружеские поисиделки. Сбежав с этой части мероприятия мы с Тейпом отправились в сторону Чуфут-Кале посмотреть на ночной город и пофотографировать его.
До склона горы мы добрались ближе к 22 часам, пройдя совершенно немыслимым маршрутом- поперек всех улиц, через яры и крутые склоны. Ночь была теплая, летняя и малооблачная. Светила полная луна. Огромные черные скалы возвышались над нами гигантскими исполинами. На противоположном склоне горы, казалось бы- далеко, а всего лишь в километре от нас горел огоньками лагерь. Посидев на горе полчаса, уже нормальным путем вернулись домой, где застали уже изрядно захмелевших спелеологов, обсуждающих первый поход Зины в пещеру Миледи.
В номере похозяйничали мыши... Лекарства, которые я по недоразумению вытащил из аптечки и положил на нижнюю полку, были утащены в нору под кроватью.
3.11.12 Второй день съезда
Ночью начался проливной дождь. Он шумел и хлестал по крыше так громко, что даже Тейп порадовался, что ночует не в палатке.
Из-за дождя отменили экскурсию в горы, и после завтрака начались доклады ветеранов и приезжих спелеологов, которые в основном сводились к поздравлениям с 50-летием Уса.
К обеду дождь кончился, и снова вернулась теплая летняя погода. Выглянуло солнце.
Перед обедом оставалось еще 2 часа, и мы с Тейпом решили использовать их, чтобы взглянуть на город с другой стороны. Мы поднялись на склон горы чуть выше лагеря. Было очень тепло и солнечно, редкие облака улетели на север. На соседнем склоне горы стоял лес с опавшими листьями, которые лежали на земле ярким, красным ковром.
На вершине склона нас ожидала приятная неожиданность- вышка связи, с открытым входом. Колючая проволока была срезана, и на нижние ступени лестницы можно было легко попасть. Вид сверху открывался потрясающий! Пофотографировав город и соседние холма с большой высоты, мы поняли, что эта вышка- самый высокий объект в ближайших окрестностях.
Спустились вниз мы как раз к концу обеда и началу экскурсии. Пара загруженных спелеологами маршруток поехали в сторону пещерного города Чуфут-Кале. Оказывается, вчера мы не дошли до города всего пары сотен метров.
Никогда не видел такой большой толпы возле одного экскурсовода!
Колодец, в который нас привели, был раскопан археологами всего несколько лет назад, хотя был построен в 5м веке. Это был колодец, из которого питались водой жители крепости во время осады. Однако после поражения города колодец был отравлен и полностью засыпан, а во время землетрясения из него ушла вода.
Очень впечатляет результат работы группы, которая вынула за три года несколько десятков тонн грунта, раскопав колодец до дна.
Экскурсовод говорил очень красивым , слегка певучим голосом, повествуя о былых временах, татарских ханах и рабах, которые строили этот колодец, и его голос эхом отражался от стен тоннеля.
Гидротехническое сооружение это представляет собой около 100 метров наклонного хода, который затем переходит в отвесную шахту. По краям шахты искусно выдолблена из камня винтовая лестница. На дне сейчас совсем немного воды, и та – конденсат и дождевая вода.
После выхода из колодца мы прогулялись вдоль стен пещерного города, и отправились обратно в лагерь. Сгущались теплые сумерки, такие теплые, какие бывают только в Крыму. По обеим сторонам улицы орали коты, как в марте. Иногда в какафонию кошачьего мява вступал негромкий голос собаки.
Сразу после возвращения продолжились спелеологические чтения. Запомнились длинные, подробные и интересные отчеты клуба Зеленых Камнеедов, рассказ о пещерных рисунках и картах, изображенных в пещерах древними людьми, ну и, конечно же, отчет Касьяна о экспедиции в глубочайшую пещеру мира – Крубера-Воронью.
После окончания доклада я сделал короткое заявление о деятельности АКИСА в раскопках подземелий Киева и предложил желающим присоединиться. Желающими оказались Банзай и его дети.
После чтений прошли торжественные награждения героев УСА и начался банкет, а за ним- танцы который тянулись пол ночи. На этом съезд был закончен, следующим утром планировались экскурсии, на которые мы с Тейпом не попали, и возвращение в Симферополь.

4.11.12 Симферополь. Спелеологи-диггеры. Заброска на Караби.
Рано утром, сразу после отъезда экскурсионных групп в пещеры Таврская и на Ай-Петри мы двинулись на автовокзал. До Симферополя добрались почти без происшествий, если не считать загадочные билеты в автобусе. Некоторым выдавали билеты с номерами мест, а некоторым- без. В результате начинались стычки. Но все решилось мирно, и вот- мы уже в Симферополе.
В планах было оставить свои вещи в камере, а самим идти гулять. Но неожиданно, на вокзале мы встретились с группой наших же спелеологов, которые только приехали из Киева. Им Юрий Михайлович обещал приехать к обеду, нам- к 4 часам. В итоге оказалось, что мы свободны до пяти. Несколько людей сами решили подежурить на вещах.
Мы с Тейпом отправились к реке Салгир. По словам Зимма- это местный аналог Лыбеди.
Но аналогия закончилась только на том, что это река, протекающая по городу. Очень чистая, прозрачная вода, красивые живописные берега. По берегам реки раскинулся парк, в нем гуляют люди, мамы с колясками… Мы хотели поискать подземные коллектора- притоки реки, но сначала натыкались только на узкие трубы.
Когда мы шли по городу вдоль реки, меня все не покидало ощущение какой-то нереальности происходящего. Ноябрь. Яркое, теплое солнце. Жара, около 25 градусов. Журчит река, с желтых деревьев осыпается листва. Мы идем легко одетые, с фотоаппаратами, и пристально всматриваемся в бетонные берега.
Вот бы в Киеве так же перестроили Лыбедь! Такой разительный контраст. И то и то- текущая по городу мелкая река, закованная в бетонные берега. Но у нас она – течет в основном про промзоне. Вода в ней преимущественно грязная и мутная из-за многочисленных незаконных врезок с нечистотами. Вокруг- грязь, мусор и бомжи.
Салгир же вокруг обсажен деревьями, течет по парку, по центру города. Через него перекинуты красивые, арочные мостики. Кое-где в воде установлены плотины. С мостов рыбаки ловят рыбу. Вокруг слышны веселые голоса и детский смех. Солнце ярко отблескивает на водах реки.
Первый проходимый коллектор мы нашли только через полтора часа. До этого встречались лишь трубы. А этот вход представлял собой две полукруглые арки высотой по полтора метра, из-под которых вытекал ручеек с водой. Тейп решил попробовать пройти коллектор босиком, но замерз уже через 50 метров. Я прошел чуть дальше, но и мне в ботинки затекла вода, и пришлось возвращаться.
Две арки смыкались в квадратный ход 2*2 метра вскоре после входа. Еще через 100 метров я нашел небольшой водопад, перепад уровня в два метра и приток. Далее квадратный ход сменился трубой диаметром 2 метра, и повернул налево. Пол коллектора удивительно чистый, покрытый мелкими камешками, а вода- чистая и прозрачная.
Вернувшись в парк, где сидели остальные, мы поделились с ними открытием. Я думал ,что как обычно, никто из спелеологов не заинтересуется открытием диггеров ,или просто посмеются над нами. Но, видно, всем сильно надоело сидеть и ждать машину, и пойти прогуляться по подземной реке решили сразу 4 человека: Коля, Сережа, Маша и Саша(Скво).
Быстро дошли до входа. Увидев низкую арку, из-под которой текла вода, у Коли и Сережи энтузиазма поубавилось, но, выпив пива, они решили идти с нами. Времени на прохождение коллектора у нас было всего полчаса, но все быстро сориентировались под землей и в быстром темпе начали продвижение против течения.
Скоро мы миновали место, до которого я доходил сам. На этом участке коллектора из стен сильно сочилась вода, а местами даже била небольшими фонтанчиками.
Вскоре потолок понизился до полутора метров, а потом и до метра. Посмотрев на время, Саша решила, что пора возвращаться. Но я не хотел идти обратно к выходу, а предложил поискать люк.
Сережа с Колей долгое время пытались поднять ливневку, но она была довольно ржавой, и не поднималась. Тогда я пробежал еще пару метров и нашел открываемый люк.
Сразу за этим местом коллектор сужался до двух полузамытых полутарометровых труб , так что дальше идти было все равно некуда.
Люк откинут, и я оказался на узкой улочке. Машин немного, но они все же есть. Попросив случайного прохожего подежурить возле люка, вернулся за остальными.
Далее со слов Маши. «Иду по туннелю, вдруг Мих говорит – Выходи! – Куда выходить, вокруг стены, ничего не видно.. Оказывается, надо мной люк. Выглядываю, а там человек стоит. Говорит: Девушка, давайте руки, а то милиция приедет. Ну, я и дала, он помог вылезти».
Все сказали, что приключение им очень понравилось, и в реке было интересно.
После выхода мы поспешили обратно, так как было уже пора ехать. Сережа и Коля сняли мокрые ботинки, и пошли босиком, ведь вечер был очень теплый, почти летний.
Вот и Юрий Михайлович с кучей вещей и подъезжают уже знакомые машины КСС. Погрузка. Ожидание Самохина с транспортными мешками, и мы уже в пути.
Дорога была привычная и не очень длинная. Ивановы развлекали детей, а заодно и нас, рассказами о космосе и 5м измерении. Когда речь зашла о теории относительности, решили, что лучше спеть песни. Но и с этим вышло не очень. Я знал только старые бардовские песни, а дети спели шуточные куплеты про чебурашку и про школу, на чем выступления окончились.
За разговорами доехали и до Караби.
Разительный контраст температур... Внизу +23, тут- +5.Пронизывающий до костей ноябрьский холод после теплого почти летнего вечера. Поставив палатки, зашли греться и ждать ужина на метеостанции. Там было теплее и не было тумана.
Ужинали в каминном зале. Генератор не работал, электричества не было, все сидели за длинным столом в налобных фонариках, и о чем-то говорили..
5.11.12 Караби. День Первый. Неуловимая Быстрица. Потерянные Петербуржцы.
Утро было прохладным, но спокойным. Было около 8 градусов тепла. Светило солнце, но с гор приближались тучи. После вкусного и питательного завтрака все собрались возле центральной палатки. Банзай отсутствовал. Никто не знал, куда он ушел. Только позже выяснилось, что он ходил гулять к реке, а это в 15 км от нас…
Юрий Михайлович провел короткий инструктаж и выдал каждой из 8 двоек по пещере. Нам досталась пещера Быстрица.
Идти до пещеры было сложно. Крутые холмы, спуски и подъемы в отвесные каменистые воронки. Резкий, порывистый ветер, который то нагоняет тучи и туман, то наоборот разгоняет их и видно далекое и холодное солнце.
По пути мы встретили табун косуль. Увидев нас, они быстро поскакали через плато..
Пещеру мы не нашли. Придя в заданную точку, мы обшарили каждый куст, каждую подозрительную трещину- но там ничего не было. Наконец, в ста метрах от точки обнаружили дыру в земле. У дыры был прикреплена марка, говорящая, что у этой пещеры нет названия, только номер, а глубина ее- 19 метров.
Надежда умирает последней. А может, табличка ошибается, и это и есть Быстрица? Быстро сделали навеску и слезли в колодец. Увы, на глубине 19 метров пещера оканчивалась. Не было ни малейшего шанса на продолжение..
Чтобы не идти сразу в лагерь, решили сначала прогуляться по плато и поискать другие пещеры, чтобы потренироваться в них.
Первой мы встретили пещеру Фасса- широкий и глубокий колодец , с нерастаявшим с прошлой зимы снегом на дне! Глубина колодца- около 20 метров, но снаружи не видно дна.
У входа был забит шлямбур, чуть ниже- спит. Спустились, потрогали снег, померзли и пошли дальше.
Мы посетили еще несколько мелких пещер со следами раскопок и взрывов. Видимо их пытлаись углубить, но безуспешно. Прошлись мимо пещеры Мамина- большого грота с дыркой в потолке и начали возвращаться в лагерь.
Вернулись в лагерь к 6ти, и сразу же подготовили снаряжение к завтрашнему выходу.
Когда вернулся Касьян со своей группой, первым нашим вопросом было: в чем мы ошиблись, где же пещера на самом деле. Ответ был неожиданным…
-Быстрица.. А , помню. Я сам когда-то ее искал по этим координатам, но не смог найти. Думал, может быть, вы найдете.
После ужина Юрий Михайлович дал нам еще одно задание. Двое туристов из Петербурга заблудились на плато, надо было помочь им найти свой лагерь. Задание было дано нам с Тейпом, но совершенно неожиданно к нам присоединились еще трое- Саша, Маша и Юра.
Взяв ксеноновый фонарь, отправились в путь по кратчайшему пути. Потерявшихся должны были искать, поэтому нужно было спешить.
Внезапно на горизонте мигнул фонарь. Мигнул- и погас. Поисковая группа? Мы мигнули ему в ответ- он погас и больше не появлялся. Зато появлялись другие фонари- справа, и спереди от нас, далеко в тумане.
-Неужели столько людей ищут нас?- переживали туристы..
До лагеря питерцев, находящегося возле пещеры Гемба мы шли около получаса, с остановками на чаепитие. Кружку с чаем Маша случайно захватила с собой и так и несла через плато.
Только возле самого лагеря мы встретили человека, который вышел искать заблудившихся. Ну, как искать- стоять на краю плато и высматривать- не идут ли они 
В лагере нас напоили чаем с шиповником. Мы послушали местного гитариста, отдохнули и отправились домой...
Решили возвращаться не напрямик, а описав широкое кольцо- по дороге, чтобы не карабкаться снова по воронкам. Когда мы шли по такому маршруту, Тейп сказал, что мы слишком ровно петляем.
Но вот на горизонте снова зажегся фонарь.. Зажегся и погас.. Три вспышки, пауза, еще три.. Сигнал СОС? Мы включили прожектор и остановились на месте. Минут через 10 к нем подошел потрепанного вида человек. Его лагерь остался в 3х км от нас ,а сам он вышел пройтись и заблудился.. Как я когда-то несколько лет назад.
- Приготовил уже себе лежанку, дров наносил, как вижу- свет впереди.- рассказывал он.
Гостя мы отвели на метеостанцию, где им занялись спасатели. А мы, утомленные дорогой, отправились спать. Погода была неспокойная, разыгрывался сильный ветер, палатки трепетали на нем, но держались.

6.11.12 Караби. День второй. Шторм.Нахимовская-2. Туман.
Ночью сильный ветер стал еще сильнее. Я проснулся в 2 часа от того, что палатка ходила ходуном, как во время землетрясения. Тент сильно и громко хлопал, дуги скрипели, пол подпрыгивал. Ветер усиливался.. В следующий раз в 3 утра я услышал громкий треск- лопнула одна из дуг. В 5 утра палатка рухнула и накрыла меня бесформенной грудой. Сломались пополам три дуги. Я выбрался наружу... Там бушевал шторм. По серому небу стремительно неслись облака и клочья тумана. Некоторые палатки были в таком же состоянии, как и моя. Устояли только низкие, плотные, с дюралевыми дугами. Несколько человек суетилось у обломков, пытаясь что-то сделать... Палатку Маши и Кати разорвало пополам, но они все еще спали. Палатка Сергея плясала на боку, на глазах расползаясь на части. Висевший снаружи моей палатки термометр сорвало, унесло и разбило на части. У выходящего наружу Зимма из рук ветром вырвало алюминиевую тарелку, и она быстро полетела за ограду территории.
Несколько человек сразу собрали свои палатки, и перешли в надежный домик метеостанции. Позавтракав, собрались по пещерам. Нам выдали пещеру Нахимовская-2, глубиной 240 метров.
Мы покидали метеостанцию при почти ясном небе, но сильных порывах ветра. Палатка, с трудом починенная при помощи запасных дуг тряслась и дрожала..
Путь занял около часа, и вот мы уже возле пещеры. Искать ничего не понадобилось, навигатор вывел нас прямиком к пещере. Вход представлял собой щель, с лежащим поперек нее бревном. Завязав вокруг бревна булинь, мы начали навеску. Было 10 часов 30 минут утра.
Небольшая узость быстро окончилась тупиковым колодцем, глубиной метров 6. Спустившись на дно, я не увидел продолжения- оно было за стеной. Пришлось возвращаться, и проводить перила поверху.
После этого начался большой колодец. Дна не было видно. Спитов в стене- тоже. Кончилась одна веревка, началась другая. Я старался ехать вниз как можно медленнее- но не находил в стенах спитов. Наконец, только через 30 метров спуска я заметил в стене отверстие- каровое ухо, и ввязал в него веревку булинем.
Тейп сверху крикнул ,что веревка трется и он переделает часть навески, а именно- выход в отвес в колодце. Я тем временем продолжил спуск.
Еще несколько перестежек- и видно дно колодца- большая полка, на которой можно с комфортом разместиться. Полочка оканчивалась щелью и очередным глубоким колодцем. С боков от выхода из щели в отвес были забиты два спита. Вкрутить в них уши было непросто, не представляю себе, как их забивали.
На этой полке мы с Тейпом поменялись местами. Он пошел вниз продолжать навеску, а я остался рисовать сто. Через 15 минут я продолжил спуск. Снова большой колодец, две перестежки, одна из них- на противоположной стене колодца, метрах в пяти от отвеса. Пройти ее просто, а вот вкручивать и выкручивать ухо- труднее. Надо крутить ключ одной рукой, а второй- придерживаться за натеки.
Но вот и дно колодца. Оно все покрыто крупными глыбами. В сторону уходит ход, достаточно широкий, чтобы пройти по нему на четвереньках. Все стены хода изрезаны бороздами от перфоратора и следами взрывов. Кое-где в стенах торчали несработавшие заряды. Было видно, что эту узость долго и старательно расширяли инженерным путем. Для обычного человека этого бы не делали, очевидно тут проводили спасательные работы и через этот ход несли носилки.
Веревки до дна этого колодца не хватило, пришлось привязывать 2 метровый кусок 8 миллиметровой веревки, хотя она была рассчитана на использование для петель. За узостью пещера продолжалась еще одним, стометровым колодцем, но на него уже не хватало веревки.
Альтиметр показывал глубину в 120 метров. На пещеру мы потратили 160 метров веревки, 20 карабинов и 20 ушей.
Выпили ядреного чая Тейпа, который он готовит из имбиря, что придает ему резкий и острый вкус, отдохнули, и отправились обратно, вверх.
Обратно мы возвращались наоборот. Навеску Тейпа снимал я, мою- он. Трудноват был путь по 30 метровому участку веревки- он очень сильно пружинил.
Через входную узость мешки протаскивали на репшнуре. Так получилось быстрее и удобнее.
Наверху нас ждало серое небо, туман и дождь…
Выйдя из пещеры, включили навигатор. На нем отобразился совершенно странный трек. Будто, пока мы были в пещере, нечто взяло прибор, слетало по совершенно прямой линии к ближайшей дороге, и вернулось обратно. Понятно, что это всего лишь сбой в работе навигатора, но стало как-то не по себе.
На всякий случай обратно пошли по другому пути.
Вечер. Густой туман. Моросит мелкий дождь. Серый, грустный пейзаж. Видно только узкий луч света перед собой, все остальное- серая мгла. Идем только по приборам. И вот вдали начинают появляться едва заметные огни метеостанции. Заходим во двор. К счастью, моя палатка уцелела, хотя и стояла, скособочившись, и довольно сильно намокла.
Дома очень много дел- зарядка аккумуляторов, ужин, перекладывание снаряжения, и самое главное- отчет о пройденной пещере. Отчет сдается в такой форме- рисуется СТО- спортивно техническое описание пещеры, и показываются фотографии каждого элемента навески.
Нас ждала неудача. Уже в третьем по счету колодце, там, где был самый длинный пролет, веревки были связанны неверно. Вместо встречной восьмерки я завязал встречный проводник. Это очень большая ошибка. Кроме того, Тейп ошибся при завязывании двойного булиня. В общем пещеру нам не засчитали, так как сращивание веревок с ошибкой - критическая ошибка.
Расстроенные, мы разошлись. Тейп- в палатку, я в каминный зал– сортировать фотографии и писать отчет. Настроение впервые за всю экспедицию сильно испортилось. Ничего, ни шторм, ни дождь, ни непогода не угнетают так, как осознание собственной глупости.
Я до часу ночи не мог уснуть, сортировал снаряжение и перепаковывал веревку. Потом чинил побитую ветром палатку и сушил мокрые вещи на горелке.
7.11.12 Караби. День третий. Пещера Молодежная.
Это утро было тихое и спокойное... Небольшая облачность и никакого ветра и тумана. После вкусного завтрака мы получили задание – пещера Молодежная. Ввели координаты в навигатор и поразились-до пещеры было чуть более 4 км. До этого самая далекая точка, посещенная мной на Караби была пещера Замшелая ( до нее 3 км). К счастью, мы шли к пещере по дороге, а не напрямую через воронки, и дорога заняла около полутора часов.
По пути мы встретили скопление машин КСС- они привезли кого-то в лагерь. Похоже, именно из этого лагеря был наш позавчерашний гость. Глубокая, прохладная воронка. Он называл ее «Холодильником».
У воронки было тихо, и пели птицы. Несколько больших черных птиц пролетели над нами, очень громко хлопая крыльями.
Вход в пещеру – небольшая, поросшая мхом воронка. Много деревьев у входа, так что навеску было начать несложно. Завязав булинь вокруг дерева, Тейп пошел вниз. Я должен был заходить через полчаса.
Первые три перестежки прошли нормально, а дальше стало труднее. Вместо того, чтобы навесить на дне колодца перила и выход в отвес, Тейп решил сэкономить веревку и сделал одну перестежку над дном. Жутко неудобно висеть над полом и не касаться пола. Пришлось возвращать его из колодца и вешать перила.
Спитов в стенах не было, но шлямбуры были почти везде, в том числе и на полу. Не все карабины пролазили через узкие ушки этих шлямбуров. К счастью, у меня был старый альпинистский карабин «ирбис». Дырки рассчитывались именно на него.
Следующий колодец навешивал я. Одна перестежка- и перила на дне. Перила вешать было даже сложнее, наверное, потому, что вчера нас отчитали за сильно провисающие перила, и я перевязывал узлы по несколько раз. В выходе в отвес я несколько раз думал, вязать там двойной булинь или восьмерку и австрийский проводник. В итоге я остановился на втором варианте, так было удобнее подходить к колодцу.
Третий колодец навешивал снова Тейп.. Он оказался глубоким- 50 метров. А спитов в стенках было мало. В итоге навесили 50 метров веревки с одной перестежкой по центру. Только на обратном пути я увидел недостающие 2 спита. Они были забиты под углом, заметить их было сложновато. К тому же один из них был заполнен грязью. Возникла идея забивать спиты какими-то пробками, чтобы в них не затекала вода и они не ржавели. Вечером, за ужином, когда нам рассказывали о мухах, забивающих спиты глиняными крышками, и выводящих там потомство, эта идея укрепилась в общем сознании.
Дальше колодец делился на две ветки. Левый колодец уходил вниз , и дна не было видно. Камень летел до дна секунд 8. На такую глубину веревки уже не хватало.
Последняя, 12 метровая веревка ушла на маленький 15 метровый колодец. И мы оказались на промежуточном дне. Тут было сыро, в лужицах стояла вода и ползали жуки... Альтиметр показал глубину в 120 метров. На навеску ушло 160 метров веревки, 20 карабинов и 14 ушей.
Пообедав, мы двинулись обратно. Тейп пошел первым, а я остался снимать перила в последнем зале.
Поднимаясь вверх, я сначала слышал невнятный шум, который со временем превратился в барабанный бой. Это Тейп сидел в одном из колодцев и отбивал барабанную дробь на своем термосе. Получилось очень ритмично, снимать навеску под такую музыку очень приятно.
Вышли из пещеры в густых сумерках. Было ясно и не холодно. Собравшись, отправились в обратный путь
Возвращаясь, мы сели отдохнуть и выключили свет. Темная, непроглядная ночь. И звенящая тишина. Слабо-слабо подсвечивают звезды, но вокруг ничего не видно. Кажется, что мы находимся на дне огромной пещеры…
Несмотря на длинный путь, дошли до метеостанции мы быстро . После ужина мы сели делать СТО и отчет, но пока мы их писали, Юрий Михайлович лег спать, и сдачу отчетов перенесли на утро.
Вечером все долго сидели в каминном зале. Сегодня генератор работал до 10, и можно было дольше посидеть при свете.
Из вечерних разговоров:
Я: Зарядное устройство покрылось инеем и перестало работать.
Тейп: Если бы я покрылся инеем, я бы тоже перестал работать…

8.11.2012. Караби. День четвертый. Заморозки. Пещера «Камень-за-пазухой».
Утро началось с заморозка.. Вся палатка была покрыта снаружи инеем. Стоял легкий морозец- около -3. Зато светило яркое солнце, и не было тумана.
На завтрак я опоздал, поэтому утро для меня началось не с завтрака, а с отчета Касьяну о вчерашней пещере.
Все было бы нормально, если бы мы не использовали на входе протектор, а начали веревку с наклонного дерева. За это неудобство Юрий Михайлович поставил один минус. В остальном навеска была зачтена, и нам выдали следующую пещеру с очень оптимистическим названием: « Камень за пазухой» Особенностью пещеры было два дна- первое, глубиной 50 метров, и второе- 120. Чтобы не попасть не в тот колодец, на глубине 30 метров надо было найти окно в боковой стенке, и идти туда.
Несмотря на мороз, идти было очень жарко. Пещера находилась в той же части плато, что и Профсоюзная, и Быстрица, а значит, по пути надо было переваливать через хребет на высоте 1000 м нум. ( метеостанция на высоте 910 метров).
После перехода через перевал стало жарко, и мы легли отдохнуть на подогретую солнцем траву. Солнце грело так, что казалось, можно загорать.. Загорать мы не стали, но 10 минут подремали. Не хотелось просыпаться и идти в темную холодную пещеру.
До пещеры мы шли больше часа. 2 км по неровной местности проходить гораздо труднее, чем 4- по дороге..
Вот и воронка. Пещера – почти по центру поляны, покрытой сухой травой. Просто дырка в земле.. У вход лежит вросший в землю огромный камень. В него вбит спит. Всего один..
« Нельзя использовать одну точку для начала перил. Нельзя использовать камень, не проверив его. Нельзя использовать протектор..» Как соблюсти все эти требования, когда есть только дырка и камень , а до деревьев- метров 100?
Навеска в пещере иногда напоминает мне задачу математического моделирования, где
Целевая функция- достичь дна пещеры, или максимальной глубины , соблюдая ограничения,: ущерб жизненным силам должен стремится к нулю, а количество снаряжения к имеющемуся снаряжению
С учетом всех правил мы принялись за дело. Я начал вбивать в камень второй спит, а Тейп пошел искать бревна. Через час приготовления были окончены. Поперек дырки лежало три бревна разной толщины, а на камне было прикручено два уха. Вообще-то полагалось начинать навеску с ушей, а потом вязать сдвоенный булинь вокруг бревен. Но мы решили сэкономить и завязать вокруг бревен булинь, а свободный его конец удлинить и привязать к ушам.
Вечером оказалось, что это была единственная наша ошибка.. свободный конец булиня использовать нельзя.
Вниз уходил узкий ход, плотно обросший очень красивыми натеками почти с самого начала. Эта пещера оказалось очень непохожей на остальные, натеков в ней было так много, что на стенах не оставалось свободного места и часть спитов была забита прямо в натеки.
Вниз узость проходилась довольно просто, сложнее было потом выползать обратно с мешками.
Три перестежки, и наклонный ход переходит в отвесный. Неширокий, красивый колодец идет вниз и оканчивается полочкой. На ней я провесил перила.
Далее колодец раздвоился.. Куда идти? Где то самое окно? Решил вешать веревку в самый широкий, и не ошибся: через 10 метров колодцы снова сошлись. Это был всего лишь огромный камень, делящий колодец пополам.
Следующая полка. Снова раздвоение колодца. На боковой стенке одного из них что-то блестит. Это ухо. Спускаюсь к нему, и вижу, что колодец оканчивается через 20 метров. Значит- это не наш колодец. Заглядываю в другой- но и там через 20 метров- дно!
Рассуждаю так: если есть еще одна развилка, значит к ней должен быть протоптан путь, а именно- забиты спиты. Осмотрев стены, нахожу один спит в стороне от колодцев. Провешиваю перила туда.. И еще через несколько метров нахожу третий колодец- узкий и наклонный, он уходит вниз и в сторону. На его стенах ярко сверкают кристаллы…
Далее навеску продолжает Тейп. Но самое сложное уже позади. Впереди- никаких неоднозначностей- глубокий колодец без развилок.
Сделав одну оттяжку и три перестежки, Тейп исчезает внизу. Вскоре у него кончается веревка и я продолжаю навеску последней 50 метровой веревкой. Колодец расширяется, стены плавно расходятся в стороны.. Далеко внизу видно дно. Несколько минут кажется, что до дна колодца веревки не хватит, но нет- узел на конце веревки аккуратно ложится на пол.
Но и это еще не самый конец: в углу зала узкая щель. За ней просматривается неглубокий колодец. Привязав за кусок скалы 12 метровую веревку, лезу туда. Увы, щель тупиковая. Значит- все. Дно.
На дно мы прибыли в 4 часа по местному времени. Это значит- в 3. Местное время- это время, которое установлено на фотоаппаратах у меня и Тейпа. Так сложилось, что оно на час больше настоящего. Это стимулирует действовать быстрее, поэтому , даже заметив эту разницу часы мы переводить не стали.
Традиционное чаепитие на дне, легкий обед и- возвращение.
Снятие навески не представляло особых трудностей, и к половине шестого я показался наверху. Стемнело. На небе горели яркие звезды.. С перевала на пути в лагерь виднелись огни далеких городов..
Вечер. Ужин. Написание отчета. Сдача СТО Касьяну.. До 22 вечера работает генератор, и на станции светло и тепло. Все сидят или на кухне или в каминном зале. Ждем возвращения из пещеры последней тройки. Вот и три огонька на горизонте. Все вернулись. Лагерь засыпает…
9.11.12. Пещера Гвоздецкого. Подведение итогов.
Утро снова было ясным и морозным. Жаркое карбийское солнце быстро растопило иней, и стало жарко.
Нашим заданием была пещера Гвоздецкого. Изначально планировалось, что с нами пойдет Миша-Паропланщик, но он не смог. Нам дали дополнительные два куска веревки – 24 и 46 метров и 10 карабинов с ушами. До пещеры было далеко, так же как и до Молодежной- 4.5 км.
По пути мы встретили охотников: уазик с людьми и собакой- белым сеттером. Они охотились на вальдшнепов. Сейчас на собак вешают специальные датчики- пока она бежит, он издает монотонный писк, а когда стает в стойку- писк прерывается, и охотник, не видя собаку, знает, что она заметила дичь.
Вышли мы поздно, и к пещере дошли только к 11 утра. Навеску начали с двух спитов, забитых в скалу. Правда на то, чтобы их найти, ушло минут 15… Уже хотели забивать новый спит, но нашли эти, под сухой травой.
Дальше навеску начал Тейп, а я лег спать на жарком осеннем солнце. Приснился мне Юрий Михайлович, который сердито говорил:
« -Я, что ли, за тебя навеску буду делать? У меня насморк вообще-то, я не могу!»
Потом приснилось, что навеска начинается прямо у меня дома из кухни, а пещера- дырка в полу на месте стола.. Разбудил меня будильник в 12-30 и я последовал вниз за Тейпом.
Небольшая привходовая узость и цепочка наклонных ходов: перила и выходы в отвес… В некоторых местах Тейп не заметил спитов и сделал навеску за старые шлямбура, но в целом идти было легко.
В углу висела и посматривала на нас летучая мышь. Ее достало наше свечение фонарями и она нервно подрагивала крыльями.
На глубине 50 метров мы с Тейпом наконец встретились и навеску продолжил я.
Тейп закачнулся в сторону от основной навески и сидел на полочке, фотографируя окрестности. Сегодня он впервые взял зеркалку и сделал много ярких кадров.
Глубокий колодец, около 60 метров. Спитов нету вообще- только шлямбуры. По возможности дублируя точки, я опускался на дно... Все таки это сложно, хотя и интересно и захватывающе- висеть над огромным, глубоким колодцем и искать в стенах спиты.
Вот и последний большой зал. Но есть еще окно на высоте 2 метров. С него уходит еще один колодец.
Тейп пошел фотографировать зал, сделав небольшое ответвление от основной навески, а я продолжил навеску в узком колодце.
Это была, бесспорно, самая красивая часть пещеры. Колодец узкий, весь в натеках... Чередующиеся полочки и огромные сталагмиты. Дно пещеры- маленький зальчик 3*3 метра. Глубина- 191 метр.
На дальней стенке были налеплены таблички, сделанные из глины, с написанными на них именами спелеологов. Самая старая – Перово-94 и Москва-97. Оставили там подпись и мы: Акис, Киев, Мих+Тейп, 2012.
Обед и чай мы забыли на дне большого зала, поэтому традиционного чаепития на дне не было. Наскоро перекусили на ходу и начали подъем.
Подъем был трудным. Веревка казалась тяжелой, трансы тоже. Но снова подтвердилась теория- больше всего спитов находиться на обратном пути. При спуске вниз, как ни осматривай стену пещеры-спита не видно, а на обратном пути они будто дразнят нас, говоря: вот тут должна была перестежка, а ты ее пропустил…
Тейп выходил первым, и еще вернулся несколько раз за транспортными мешками. Я поднимался вторым, и после выхода случайно скрутил даже старинное железное ухо, висевшее у входа.
Путь на метеостанцию казался бесконечным. Бесконечные километры пути. Подъемы и спуски на холмы. Тяжеленные трансы с веревкой и снаряжением на плечах. Тейп придумал хороший способ связывать мешки, чтоб их было удобнее нести, но все равно тяжесть была чувствительной.
И вот, наконец, вдали показались яркие огни метеостанции и вопросительно мигающий фонарь Банзая.
На территорию станции мы зашли в 21.30.. Как только Тейп поднялся в каминный зал, оттуда раздались аплодисменты: наконец-то все вернулись и можно садиться за праздничный стол. Ведь по правилам, до прихода последней группы- ни капли спиртного.
После ужина сдали отчет о пещере. Впервые мы не допустили ошибок и сделали навеску хорошо. Эта пещера была для нас самой глубокой, и мы справились с ней!
Эта экспедиция нас многому научила. Праздновали до полуночи, вспоминали все дни этой длинной экспедиции- начиная от мисхорских гротов и заканчивая пещерами Караби. Завтра предстоит пеший спуск с Караби в Перевальное.
Спуск с Караби в Перевальное я описывать не стану, так как в нем брали участие практически все спелеологи, которые принимали участие в экспедиции. После спуска часть людей отправилась в Алушту, а часть- остались в чебуречной в Перевальном. Собрались все около вокзала в 19 часов и без особых проблем погрузились в поезд.
Большое спасибо всем участникам экспедиции!