ACIS

 

список статей

Автор (источник): Мих
Опубликовано: 2013-12-21

Дата похода: 21.12.2013

 

В поисках Второго Верка
 

 

Тайны Второго Верка.
Участники:Сусанин, Феодосий, Эксперт+1, Витя, Космик .
Инициатор поисков: Ося.
Цитата дня: «Пришла пора разрушить Верк старой веры, и найти Верк новой веры» (Вестас)

Разглядев на старинной немецкой карте слово Wasserwerk, я долго ожидал дня этой вылазки. Перед глазами стояли глубокие тоннели нашего Верка, так и не откопанные до конца, подземные залы, заполненные водой и заросшие натеками. С другой стороны, этому открытию предшествовало много дней тяжелой работы, так почему же второй Верк должен быть открыт сразу же? Скорее всего мы увидим такие же руины, в которых нужно тщательно и долго копать...

«Акис в дырку хоботился, час возился, два возился!» Сборы были назначены на 11 утра, но реально вышли с метро Выдубичи мы только к половине первого дня и отправились по карте в сторону Дарницкого моста.
Шли мы по таким дебрям, что становилось ясно- даже если мы и найдем руины Верка в этом месте, то систематически приходить сюда и копать не выйдет никак.. Мы просачивались сквозь территорию лодочной станции- сверху колючие кусты, снизу- злющие собаки.
Судя по табличкам, территория когда-то охранялась.

Но вскоре мы вышли на вполне цивилизованную дорогу. С одной стороны она заканчивалась закрытыми воротами с суровыми надписями, а за ними стоял часовой в будке. С другой- уходила в сторону моста Патона.
Вдоль дороги стояли аккуратные старенькие домики. Не было ничего похожего на руины водокачки.
В недоумении мы остановились перед крайними домом на улице. Впереди были только ворота, ведущие в сторону моста. Вдали в реке виднелись опоры старого, разрушенного моста. Космик предложил было пролезть на территорию и поискать руины там, но взгляд часового заставил нас отказаться от этой авантюры.
Посмотрев еще раз на карту, мы увидели что Верк должен находиться.. прямо там, где мы сейчас стоим. Взглянули еще раз на здание, стоящее с правой стороны от дороги. И заметили то, чего не замечали раньше- большую трубу, торчащую в небо! Это явно не жилой дом.

Основание трубы было выложено старинным клеймленным кирпичом...
Перемахнув через невысокий заборчик, окружающий наружную часть здания, начали осматривать его внимательнее. За мутными окнами ничего не было видно.. Возле трубы было несколько просадок грунта, но никакого явного люка или провала. Вход был явно из внутреннего двора.

Наглость- второе счастье. Постучав в калитку и не услышав ответа, заходим внутрь. Никого! Какие-то склады, старая техника.. И вход в здание! Дверь, на удивление, не заперта. Заходим.
Первая комната- ничего примечательного.. Вторая.. Вместо комнаты нас встречает спуск в подвал, без перекрытий, просто в нижнюю часть комнаты, расположенную где-то в 6 метрах ниже уровня земли! На дне виднеются обрывки труб. Спускаемся вниз и получаем четкое подтверждение того, что да- это водокачка. Часть труб расположены на уровне Днепра, на них закрыты краны. Две трубы уходят в глухую стенку.

К сожалению, никаких проходов вдоль труб нету- судя по всем, за пределами здания они просто зарыты в грунт.

Осматриваем еще раз центральную комнату. Пол в ней сильно поврежден, похоже, что тут стоял крупный агрегат, который варварски выломали. На чудом сохранившейся полке лежат документы.

Большая часть- ничем не примечательных, но один довольно интересный. Это просьба предоставить водокачке, обслуживающей РОП-1, лодку для осмотра водозаборных сооружений. Документ датирован 87м годом.

Значит- это и правда водокачка..
Выходим во двор, проверить, правда ли трубы везде зарыты в землю. Осматриваем небольшой колодец, напоминающий с первого взгляда Ход Раттлера, но он засыпан землей. В это время откуда-то выходят двое мужиков и направляются к нам. Ну наконец-то, дождались!
Однако мужики были очень миролюбиво настроены, они рассказали нам, что, к сожалению, все оборудование из водокачки вывезли несколько лет назад, и здание будут переделывать под склады. Поэтому ничего интересного там не осталось... Осмотреть окрестности на территории они сначала не разрешали, но за 15 грн сказали, что можем гулять сколько угодно, и смотреть все что нам интересно.
Довольно скоро был найден еще один колодец, глубиной метров 6.

Спустившись в него я обнаружил те же самые 2 трубы, что выходили из подвала водокачки. Они вели дальше, в сторону города. И по-прежнему просто закопанные в землю.
Надежды найти аналог хода Ратлера рухнули. Осталось одно- мы нигде не видели подходов к трубе. Труба торчит просто из земли, в 5 метрах от здания и ни с чем не соединена. Значит, под ней может быть подвал!
Еще раз внимательно осматриваем землю перед трубой. Снимаем лопатками слой дерна и земли, и внезапно натыкаемся на торчащий штырь. Вместе со штырем приходит в движение небольшой участок земли. Рывок- и открывается надежно спрятанный в земле люк!

Внизу- арочный кирпичный ходок.
Спускаем. В одну строну три метра галереи и- завал. В другую- путь перекрыт массивной железной заслонкой. Слегка проржавевшей снизу, но все еще очень прочной.

Оставив Сусанина решать вопросы с заслонкой отправляюсь расчищать завал. Это заняло у меня минут 10. Сразу после завала ход стал вертикальным и ушел вверх, в трубу. Тут же стало видно , что это не ход, а дымоход. Правда, проходимый.
Сусанин через некоторое время отгибает створку и тоже оказывается перед вертикальным участком хода. Наверху- завал.

Феодосий высказывает предположение, что дымоход начинается от паровой машины, которая стояла внутри, там, где сейчас груда битого кирпича. И правда, внутри дома из-под завала разносятся удары об потолок Сусанина... Дымоход пройден.
Осталось найти водозаборник. Старинная железная труба торчит в 10 метрах от берега. На нее нынче опирается причал...

Дальнейшие попытки найти станцию второго подъема воды в Звереницкий форт не принесли успехов, хотя Сусанин когда-то видел на пути следования водопровода кирпичное старинное сооружение непонятного назначения.

Резюмирую все то, что мы узнали, и свои предположения по этому поводу:
Водокачка(Верк№2) была построена в царские времена для обеспечения водой Зверинечкого форта. В советское время была переориентирована на обеспечение только Ремонтно-Отстойного Пункта лодок(РОП), поэтому и не была кардинально переоснащена и переведена на электрику, как водокачка в Верке-1. Для ее небольших нужд хватало паровой машины. Суда по всему, просуществовала она чуть ли не до конца Советского Союза, а остановлена окончательно была уже в наше время.

Вода из водозаборника(1) подавалась по трубам в здание водокачки. В подвале был установлен насос(2), который работал от паровой машины(3). Дым от работы машины выходил по подземному дымоходу(4) в трубу(5). Машина питалась углем, который хранился в ныне засыпанных погребах(6). Трубы дальше уходили в город. Для проверки труб использовался люк(7), для проверки дымохода люк(8).

 

 
 Комментарии
Radist | 22.12.2013 01:16    
Отлично!
 
ося | 22.12.2013 07:53    
Честно говоря , не ожидал , что она до сих пор живая . Думал , что только на карте...Примите мои поздравления с успехом. Жаль , меня не было , работал. Что дальше ? Может стоит нанести визит в музей воды , и побеседовать ? У меня там еще с прошлой зимы в товарищах зам директора . Я уверен , он ничего не знает .Но может заинтересоваться .
 
Ѳеодосій | 22.12.2013 17:00    
Местный монтеры сказали, что оборудование "увезли в музей"

не знаю что это значит. В музей воды пообщаться сходит поддерживаю
 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS