ACIS

 

список статей

Автор (источник): msa
Опубликовано: 2015-01-17

Дата похода: 30.11.2013

 

Ночь в штольне
 

 

Окрестности города Артемовск Донецкой области богаты всяко-разными ископаемыми, полезными и не очень: поваренной солью, гипсом, глиной и др. Все это добро залегает на относительно небольшой глубине и, разрабатывается с незапамятных времен. Первым делом предприимчивые промышленники начали добывать соль, однако, спустя некоторое время, заметили, что уровнем выше простаивают залежи вполне себе товарного гипса. Ближе к концу 19-го века начинается активная разработка гипсовых месторождений, преимущественно, штольневым методом, зачастую в непосредственной близости от соляных шахт. Этот метод был актуален вплоть до середины 20-го века, когда был заменен более дешевым открытым (карьерным), а старые рудники – заброшены.

Один из таких рудников расположен недалеко от села под названием… Будем условно называть его «…ад» и является местным «бояном»: среди аборигенов распространено название «волчьи пещеры», или просто «пещеры». Как гласит легенда, первыми спалили объект широкой общественности участники харьковского клуба «Дети подземелья», они же провели его топосъемку, поэтому в среде спелестологов за штольней закрепилось название «Харьковская». На тот момент, уже никто из местных не мог вспомнить историю объекта, поэтому можно назвать лишь примерные годы работы – 1900 – 1960.

Проходка велась буро-взрывным методом, параллельными галереями шириной до 10 метров и высотой 3-5 метров. Вследствие падения пласта, галереи идут под небольшим углом к горизонту и смещены относительно друг друга по вертикали. Имеются сбойки с интервалом 15-20 метров. Нижние галереи подтоплены грунтовыми водами, уровень воды везде разный, местами галереи полностью уходят под воду. Система имеет 2 портала и множество выходов на поверхность в виде провалов. Присутствует естественная вентиляция, зимой температура внутри опускается ниже нуля (вода замерзает), летом держится в диапазоне 10-15 градусов, в зависимости от удаленности от входа. Длина объекта составляет примерно 1,5 км, ширина – порядка 300 метров. Есть, где разгуляться.

В один прекрасный день наткнулся на блог, который гласил, что загребущие руки буржуйской корпорации Knauff дотянулись и до …адского месторождения; вовсю идет геологоразведка: буры видели даже в штольне, что недвусмысленно намекало на вероятность скорой кончины объекта. Не долго раздумывая, решили ехать. Из-за не слишком удобного расписания транспорта, маршрут получился с ночевкой. С собой взяли надувную байдарку, чтобы поплавать по затопленным галереям.

Сказано – сделано. И вот, автобус везет нас в славный город Артемовск. Один участник по имени Гриша заявил, что автобус – это «не тру» и решил ехать автостопом. Пока доехали и выгрузились, окончательно стемнело. Только тогда до меня дошло, что карту памяти для фотоаппарата я, скорее всего, оставил дома. Проверил – так и есть. Пришлось смириться с тем, что фотографий не будет. Откуда же тогда фотографии? – спросит читатель. – А оттуда. Об этом речь пойдет дальше. Гриша в это время был еще где-то в полях Луганщины. Решили его не ждать и выдвигаться на место заброски.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Из славного города Артемовска предстоял еще неблизкий путь в село …ад. С горем пополам нашли автобус, водитель которого не побоялся толпы странных личностей с большими рюкзаками и согласился подвезти до поворота. От поворота – еще некоторое количество километров пешком, через речку с красивым подвесным мостиком. Перепрыгнув через заболоченный ручеек и еще немного побродив по поросшим кустарником склонам холма, находим портал.

Переодеваемся, заходим. Нас встречает кирпичная стена. Здесь некогда был обустроен склад инструмента и взрывчатки, поэтому часть штольни отгорожена от основного объема и внутри разделена перегородками. Идем дальше. Карту, естественно, никто с собой не брал, а единственный компас почему-то вместо юга указывал на север, что первоначально вызвало замешательство. К счастью, несмотря на огромные размеры и кажущуюся сложность подземного лабиринта, заблудиться в нем почти невозможно.


Заночевать решили прямо в штольне, ближе ко второму порталу. Выбрали относительно ровное место, где меньше всего камней, сложили вещи. Выбравшись на поверхность, позвонил Грише – он был все еще в пути. Объяснив примерно, где нас искать, вернулся в подземелье. Предстояла самая интересная часть путешествия – сплав по затопленным галереям. Пока наша компания неторопливо разбивала лагерь, сделал из крупных камней некоторое подобие причала. Надули байдарку. Байдарка оказалась «made in China», но на воде держалась. Самая большой проблемой было весло, постоянно норовившее развалиться на части, которые доводилось время от времени доставать из воды и прикручивать на место.


Самые смелые прыгают в лодку – и вперед, в темноту! Стены освещают налобники, в абсолютной тишине слышны только всплески весла и редкие матюки по поводу его качества. Потолок становится все ниже и ниже, в одном узком проходе нам пришлось практически лечь на дно лодки. Вода кристально чистая и абсолютно прозрачная, видно дно и за счет преломления света создается чувство, будто до него можно достать рукой, но на самом деле глубина достигает 3-4 метров. На дне лежат остатки рельсов, до которых по очевидной причине не добрались охотники за металлом. В конце галереи есть выход в небольшое помещение, отделенное стеной с окошком. В этот раз в окошко никто не полез. Останавливаемся, выключаем фонари. К абсолютной тишине добавляется абсолютная темнота. Очень интересное чувство, будто время внезапно остановилось и ты оказался где-то в параллельной вселенной. Подрейфовав так немножко, включаем фонари и плывем обратно.


Вернувшись, поднимаюсь на поверхность, дозваниваюсь до Гриши и выясняю, что он наконец-то подъезжает к …аду. Пошел встречать по поверхности, т. к. блуждать по подземелью было бы слишком долго. Заодно, нашел кратчайшую дорогу. В это время остальные участники развлекались с байдаркой. Время было уже довольно позднее. В окнах почерневших, покосившихся от времени домишек уже давно погас свет, а уличного освещения и в помине не было. Тут я понял, что не знаю никаких ориентиров и не могу внятно объяснить, в какую сторону идти. К счастью, улица в селе была одна и скоро мокрый асфальт уже поблескивал в лучах гришиного фонарика, а спустя некоторое время нарисовался и сам запыхавшийся владелец оного. В штольню шли другой дорогой, ведь мы не ищем легких путей. Вернувшись, застал группу за приготовлением еды на газовых горелках. Воду брали прямо из штольни.


Поужинав, часть компании разбрелась по палаткам и уже спустя некоторое время из них стало доноситься мерное посапывание. Я в небольшой компании полуночников остался бодрствовать. Где-то в половине первого романтическую обстановку прервал оглушительный грохот. Разрывая тишину, он пронесся раскатистым эхом по подземелью. Вернее, это нам он показался оглушительным, а те, кто успели заснуть, даже не проснулись. Я решил сходить посмотреть, что произошло, но потом с ужасом обнаружил, что остальные ломанулись вслед за мной. Надо передвигаться быстрее. После недолгих поисков нашли причину грохота: несколько алебастровых глыб размером с письменный стол перегодили путь к порталу, но не закрыли его полностью. Вышли на свежий воздух, отдышались. Трава и деревья покрылись инеем, в морозном воздухе весело мерзкое чувство тревоги. Нужно было принимать решение, оставаться дальше в штольне, или драпать. Стала очевидной причина обвала: при добыче буро-взрывным способом в породе образуется множество трещин, которые заполняются водой. Ночью температура упала ниже нуля, вода замерзла и, расширяясь, отколола глыбу. Поразмыслив, принял решение не дергаться: лагерь стоял на значительном удалении от портала, в ближайших окрестностях температура казалась стабильной. Стараясь как можно быстрее прошмыгнуть через опасную зону, вернулись в лагерь и легли спать, прислушиваясь к каждому шороху.


Утро в подземелье совершенно не похоже на нормальное утро. Здесь вообще с течением времени почти ничего не меняется: нет ни света, ни звуков, даже температура все время почти одинаковая. Один за другим стали звонить будильники, послышалось движение, зевание. Через полчаса из палаток стали появляться первые заспанные лица. Никому не хотелось спешить из этой вязкой, уютной тишины в шумный и неугомонный наружный мир. Но время шло. Пока народ просыпался, я выпросил карточку памяти у одного из участников и помчался со штативом фотографировать. На месте импровизированного причала ждал сюрприз – полуметровый камень, который оторвался от потолка и теперь покоился на дне, загромождая форватер: нам, очевидно, повезло, что ночью никому не взбрело в голову поплавать. Обитатели лагеря достали горелки и стали греть чай. Мне же предстояло побегать по окрестностям, чтобы сделать хоть немного фотографий на память из объекта, дни которого, возможно, сочтены.



Когда поднялись на поверхность, было уже в районе 11, иней растаял, стояла пасмурная погода. Обратно шли через тот же мостик.


Поскольку оба утренних автобуса были благополучно проспаны, оставалось добираться на электричке в Дебальцево. В поезде размеренная меланхолия сменилась всеобщим весельем. Автостанция в этот день выглядела какой-то особенно грязной, неопрятной. Погода – влажной и холодной. Пришлось ждать автобуса внутри. Ввалилившись, сразу заняли все свободное пространство. Удивленные пассажиры с трудом протискивались к кассе, глядя на странных людей, сидящих на рюкзаках и уплетающих сардины прямо из банки.

 

 
 Комментарии
Ghоst | 04.09.2015 16:05    

 

 

 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям!

 

 

   Copyright © 2001-2016 ACIS